Авиапассажирам

Ситуация:

Рейс отменен. Решено отказаться от полета. Что нужно знать о своих правах в этом случае?

Решение:

Первый ключевой момент. Отказ пассажира от полета в связи с отменой рейса признается вынужденным отказом (п. 227 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее – Правила)).

 

Второй ключевой момент. В соответствии с п. 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку.

Кроме этого, п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ также устанавливает, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

 

Порядок действий в этой ситуации.

 

Шаг 1. Заявление требований об отказе от полета.

Обратитесь к авиаперевозчику и потребуйте вернуть стоимость билета. Также можете сослаться на пункты Правил, которые приведены выше.

 

В случае, если Вам отказали в возврате денег, то переходим к следующим действиям.

 

Шаг 2. Получение справки об отмене рейса.

Справку, подтверждающую отмену рейса выдает администрация аэропорта (п. 228 Правил). Обратите внимание, что за этой справкой нужно обращаться именно в администрацию аэропорта, а не к авиаперевозчику.

 

Шаг 3. Подготовка претензии.

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо подготовить претензию и заявить в ней следующие требования:

  • о возврате полной стоимости билета в связи с отменой рейса;
  • о компенсации морального вреда.

Претензию следует составить в двух экземплярах.

Один экземпляр необходимо вручить перевозчику, а на другом адресат должен сделает отметку, включающую дату получения, должность лица, получившего претензию и его подпись о получении.

Пример: «Претензию получил 05.09.2013 г. Старший менеджер Иванов.И.И. Подпись

Экземпляр с отметкой заберите себе и храните вплоть до разрешения ситуации.

Если перевозчик отказывается принять претензию, то отправьте ее по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Как альтернативный вариант, Вы можете в присутствии двух свидетелей оставить претензию любому работнику перевозчика. Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.

Пример записи на претензии: «Претензия вручена 05.09.2013г. в присутствии свидетелей, однако перевозчик от получения претензии отказался. Свидетели: 1. Ф.И.О. паспортные данные, подпись; 2. Ф.И.О. паспортные данные, подпись».

Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить Вас об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Важно! Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения Вам ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

 

Шаг 4. Подача искового заявления.

В случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии Вам необходимо подготовить и предъявить исковое заявление в суд.

В нем необходимо заявить следующие требования:

  • о взыскании полной стоимости билета в связи с отменой рейса;
  • о компенсации морального вреда.

Подготовка искового заявления осуществляется с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле). Выберите «Исковое заявление» и нажмите «Подготовить документ».

 

4.1. Определение суда, в который будем подавать иск.

Определение подсудности по данному делу будет зависеть от вида авиаперевозки: международной или только на территории России.

Если авиаперелет планировался только на территории России:

В данном случае Закон о защите прав потребителей по данной категории дел предоставляет выбор, и Вы вправе им воспользоваться. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление можно подать в суд: 

  • по Вашему месту жительства или пребывания, либо
  • по месту заключения или исполнения договора воздушной перевозки, либо
  • по месту нахождения организации (ее филиала или представительства).

Самым удобным, конечно, является возможность подать иск по месту своего жительства. И это вдвойне удобно, если билет приобретался не в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (неподсудность дела данному суду), так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.

Что же касается определения подсудности суда в зависимости от цены иска и предъявляемых требований (в мировой или районный суд), то при подготовке искового заявления система определит ее самостоятельно.

При международных воздушных перевозках:

В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей если международным договором РФ установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора. Это условие также соответствует п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Международные воздушные перевозки осуществляются в соответствии с Варшавской Конвенцией от 12.10.1929 «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями, внесенными Гаагским Протоколом о поправках к Конвенции от 28.09.1955. Варшавская Конвенция ратифицирована СССР, приемником которой является Российская Федерация, и приобрела силу 07.07.1934.

Согласно п. 1 ст. 28 Конвенции иск об ответственности должен быть возбужден по выбору истца в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон либо:

  • в суде по месту жительства перевозчика,
  • по месту нахождения главного управления его предприятия или
  • по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо
  • перед судом места назначения.

Таким образом, в случае приобретения билета, предусматривающего международный авиаперелет, выбор суда следует осуществлять с учетом требований п. 1 ст. 28 Варшавской Конвенцией от 12.10.1929.

 

4.2. Подготовка искового заявления

Не спеша, аккуратно и четко ответьте на все вопросы, которые будут заданы системой при подготовке искового заявления. После того, как вся необходимая информация будет получена, система сгенерирует исковое заявление в формате Word, которое Вам останется только сохранить у себя на компьютере. Готовое исковое заявление также всегда будет доступно в Вашем личном кабинете при переходе по ссылке к текущей ситуации.

 

4.3. Распечатка искового заявления

Распечатайте три экземпляра подготовленного искового заявления: суду, ответчику и один экземпляр оставьте себе.

 

4.4. Формирование приложений к заявлению

Сформируйте следующий пакет документов для суда:

1. Исковое заявление – 2 экземпляра.

2. Оригинал и ксерокопия претензии.

3. Оригинал и ксерокопия пассажирского билета.

4. Оригинал и ксерокопия справки администрации аэропорта об отмене рейса.

5. Расчет суммы исковых требований.

Для себя оставьте один экземпляр искового заявления и ксерокопии всех приложенных к нему документов. 

Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подаваемое Вами исковое заявление не подлежит оплате государственной пошлиной.

 

4.5. Направление искового заявления в суд

Отправьте два экземпляра искового заявления со всеми приложениями в адрес суда по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес суда будет указан в готовом исковом заявлении.

Вы также можете подать исковое заявление через приемную суда. В этом случае, попросите сотрудника суда, который будет принимать иск, на вашем экземпляре искового заявления поставить дату получения, свои фамилию, имя, отчество, должность и подпись.

 

4.6. Принятие искового заявления к производству

В соответствии со ст. 133 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Вам останется лишь дождаться определения суда о принятии искового заявления к производству и повестку, в которой будет указана дата рассмотрения дела.

 

Обратите внимание! Пункт 3 статьи 30 ГПК РФ устанавливает, что иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Однако, согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к нашему иску данная норма не применима, так как исключительная подсудность подачи иска по месту нахождения перевозчика распространяется только на иски, вытекающие из перевозки груза. Но это уже не наш случай.

В случае, если суд все-таки вернет исковое заявление со ссылкой на п. 3 ст. 30 ГПК, смело подавайте частную жалобу на это определение суда. Для этого необходимо сформировать новую ситуацию и указать, что Вы планируете обжаловать определение суда. Цепочка ответов для формирования этой ситуации: авиапассажирам – этапы судебного рассмотрения дела - обжалование определений суда первой инстанции.



Документы для подготовки: