Защита прав потребителей

Ситуация:

Подана претензия о замене на сенсорный сотовый телефон этой же марки, модели и (или) артикула. Каковы мои дальнейшие действия?

Решение:

Для начала необходимо с помощью сервиса подготовки решений нашего сайта подготовить две ситуации, соответствующие предшествующему этапу решения проблемы и проверить правомерность действий как с Вашей стороны, так и со стороны лица, которому подавалась претензия на этапах приобретения товара и предъявления претензии.

Ситуацию на этапе подачи претензии необходимо формировать именно под те условия, которые были на момент ее подачи. Должны быть учтены: наличие либо отсутствие гарантийного срока, его действие или истечение на момент предъявления претензии, время обнаружения недостатка, его существенность и время подачи претензии с момента покупки.

Если Ваши действия по подаче претензии были правомерными, и лицо, к которому подавалась претензия, необоснованно отказало в ее удовлетворении, либо истек срок удовлетворения требования, то в этом случае возможны два варианта действий:

 

Вариант 1 – Подача в суд искового заявления о замене на сотовый телефон этой же марки, модели и (или) артикула 

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо оформить исковое заявление, в котором заявить требование о замене на сотовый телефон этой же марки, модели и (или) артикула.

 

Вариант 2 – Подача в суд искового заявления об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за сотовый телефон суммы

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо оформить исковое заявление, в котором заявить требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за сотовый телефон суммы.

Обратите внимание! Указанное исковое заявление можно подать только в том случае, если в решении, которое Вы сформировали на этапе подачи претензии, указано, что Вы вправе подать претензию с требованием об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за сотовый телефон суммы.

 

Частный случай! Действующая в настоящее время судебная практика исходит из того, что смена или обновление программного обеспечения телефона, а также восстановление заводских настроек является ремонтом телефона (см. Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 08.07.2013 по делу N 44г-64/2013, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2012 по делу N 11-25317, Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.07.2012 по делу N 33-4196/2012).

Позиция судов по данному вопросу: «Вывод о том, что смена программного обеспечения не является ремонтом, противоречит действующим требованиям по техническому обслуживанию и ремонту средств электросвязи, утвержденным ОСТ 45.152-99 Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (пунктам 17, 24, 27). Сбой программного обеспечения приводит к неработоспособности телефона и требует восстановления программного обеспечения, что является ремонтом, несмотря на простоту выполнения программной модификации и восстановления заводских настроек в сотовом телефоне».

Таким образом, если продавец в ответ на Вашу претензию провел обновление программного обеспечения телефона, то подобные действия являются грубым нарушением Закона о защите прав потребителей. Своими действиями продавец фактически изменит заявленное Вами требование о замене телефона на требование о проведении ремонта. Но согласно Закону о защите прав потребителей право выбора требований принадлежит только покупателю.

На подобные действия продавца можно пожаловаться в Управление Роспотребнадзора соответствующего района (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 N 09АП-9686/2013 по делу N А40-164042/2012). Жалобу можно подготовить с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

 

Порядок подготовки и подачи искового заявления в суд

 

Шаг 1

Определитесь, куда Вам будет удобнее подавать исковое заявление. Закон по данной категории дел предоставляет выбор, и Вы вправе им воспользоваться. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление можно подать в суд: 

  • по Вашему месту жительства или пребывания, либо
  • по месту заключения или исполнения договора купли-продажи сотового телефона, либо
  • по месту нахождения организации (ее филиала или представительства), или
  • по месту жительства индивидуального предпринимателя, продавшего Вам сотовый телефон.

Самым удобным, конечно, является возможность подать иск по месту своего жительства. И это вдвойне удобно, если телефон приобретался не в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (неподсудность дела данному суду), так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.

Что же касается определения подсудности суда в зависимости от цены иска и предъявляемых требований (в мировой или районный суд), то при подготовке искового заявления система определит ее самостоятельно (автоматически). 

 

Шаг 2

Не спеша, аккуратно и четко ответьте на все вопросы, которые будут заданы системой при подготовке искового заявления. После того, как вся необходимая информация будет получена, система сгенерирует исковое заявление в формате Word, которое Вам останется только сохранить у себя на компьютере. Готовое исковое заявление также всегда будет доступно в Вашем личном кабинете при переходе по ссылке к текущей ситуации.

 

Шаг 3

Распечатайте три экземпляра подготовленного искового заявления: суду, ответчику и один экземпляр оставьте себе.

 

Шаг 4

Сформируйте следующий пакет документов для суда:

1. Исковое заявление – 2 экземпляра.

2. Оригинал и ксерокопия кассового и(или) товарного чека.

3. Оригинал и ксерокопия претензии о замене на сотовый телефон этой же марки, модели и (или) артикула.

4. Оригинал и ксерокопии документов, подтверждающих возникновение недостатков и их причины (при наличии и необходимости согласно решению).

Для себя оставьте третий экземпляр искового заявления и ксерокопии всех приложенных к нему документов. 

Частный случай! В случае отсутствия кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки телефона, необходимо при подготовке искового заявления указать фамилию, имя, отчество и место жительства свидетеля(-ей), который(-ые) сможет(смогут) подтвердить факт покупки. При этом нужно учитывать, что эти свидетели будут впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта приобретения телефона.

Обратите внимание! В соответствии с п.3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подаваемое Вами исковое заявление не подлежит оплате государственной пошлиной.

 

Шаг 5

Отправьте два экземпляра искового заявления со всеми приложениями в адрес суда по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес суда будет указан в готовом исковом заявлении.

Вы также можете подать исковое заявление через приемную суда. В этом случае, попросите сотрудника суда, который будет принимать иск, на вашем экземпляре искового заявления поставить дату получения, свои фамилию, имя, отчество, должность и подпись.

 

Шаг 6

В соответствии со ст. 133 Гражданского процессуального кодекса РФ судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Вам останется лишь дождаться определения суда о принятии искового заявления к производству и повестку, в которой будет указана дата рассмотрения дела.

Для того чтобы узнать о своих дальнейших действиях после принятия судом искового заявления к производству, необходимо нажать «Продолжить решение» и сформировать новое решение.  

 

Случай нарушения права на предоставление на период замены аналогичного сотового телефона

Если Вами предъявлялось требование о безвозмездном предоставлении во временное пользование на период замены сотового телефона, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, и оно не было удовлетворено, то по данному факту можно подать жалобу в Роспотребнадзор. Жалобу можно подготовить с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

Напоминаем! Требование должно быть удовлетворено в течение 3 дней со дня его предъявления. При этом доставка аналогичного сотового телефона должна быть обеспечена за счет того, кому подана претензия (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Сотовые телефоны не входят в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). В этой связи отказ лица, которому предъявлялась претензия, в предоставлении сотового телефона на период ремонта будет являться незаконным.

 

Для того, чтобы узнать о своих дальнейших действиях после принятия судом искового заявления к производству, необходимо нажать «Продолжить решение» и получить описание Ваших дальнейших действий.



Документы для подготовки: