Автовладельцам

Ситуация:

Правомерны ли действия инспектора ДПС по выдаче предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (удалить покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя)?

Решение:

Данные действия соответствуют закону.

 

Обоснование:

1. Устное требование инспектора ДПС о прекращении противоправного действия: привести светопропускание ветрового и передних боковых стекол автомобиля в соответствие с «Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, удалив с них покрытия, снижающих светопропускание стекол автомобиля, либо не эксплуатировать это транспортное средство – является законным при условии, что несоответствие стекол требованиям установлено сотрудником ГИБДД на основании показаний специального технического средства, данные о котором указаны в постановлении об административном правонарушении о привлечении Щ. к ответственности по ч. 3.1. ст. 12.5 КоАП РФ.

Основанием для предъявления названного требования явился факт нарушения требований п. 3.5.2 Технического регламента о безопасности колесных ТС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720, согласно которому светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов.

Несоответствие ветрового и боковых стекол названным требованиям, что стало следствием нанесения на них покрытия (тонирующей пленки), снижающего светопропускание, было установлено сотрудником ГИБДД на основании показаний специального технического средства, данные о котором указаны в постановлении об административном правонарушении от года о привлечении Щ. к ответственности по ч. 3.1. ст. 12.5 КоАП РФ.

Исходя из буквального толкования положений ст. 13 Федерального закона «О полиции», закон не определяет, в какой форме должно быть предъявлено требование к гражданам о прекращении противоправных действий, в устной или письменной, и что для обращения к гражданину и (или) должностному лицу с требованием о прекращении противоправных действий достаточно выявления сотрудником полиции признаков объективной стороны преступления или административного правонарушения. При этом, закон не связывает предъявление данного требования с фактом привлечения гражданина к уголовной либо административной ответственности.

 

2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается обязанность, в том числе пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности. В силу п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий. Судом установлено и не оспаривается заявителем, что после составления протокола об административном правонарушении выявленное нарушение П. не устранил, покрытие со стекол не удалил. При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сотрудник ГИБДД, выдавая предписание об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, действовал в соответствии с требованиями закона в пределах предоставленных полномочий. Необходимость предотвращения правонарушения сотрудником полиции сохраняется и после остановки транспортного средства, в случае, если выявленные нарушения водителем устранены не были (так как сохраняется угроза безопасности дорожного движения).

 

3. Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривается, в частности, что задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (абз. 2 ст. 1), при этом, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 5). В соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 7 ч. 1 ст. 2), по пресечению противоправных деяний, устранению угрозы безопасности граждан и общественной безопасности (п. 2 ч. 1 ст. 12), по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 19 ч. 1 ст. 12), полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (п. 1 ч. 1 ст. 13), останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 20 ч. 1 ст. 13), законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (ч. 3 ст. 30), невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 30).

 

Подтверждающая судебная практика:

1. Определение Кемеровского областного суда от 28.09.2011 по делу N 33-10750.

2. Определение Ростовского областного суда от 31.10.2011 по делу N 33-14619.

3. Определение Липецкого областного суда от 25.06.2012 по делу N 33-1439/2012.

4. Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.05.2015 по делу N 33-5095/2015.

5. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 15.06.2015 по делу N 33-3528/2015.

 

Дополнительные материалы по теме:

Что необходимо знать о тонировке стекол автомобиля.

Что делать, есть Вас остановили за неправильную тонировку.

Случаи, при которых привлечение к административной ответственности за неправильную тонировку, является незаконным.

Доводы, которые НЕ помогут избежать привлечения к ответственности.

Доводы, которые могут помочь избежать привлечения к ответственности.

Обжалование действий сотрудников ГИБДД по делам о тонировке.

 

Анализ судебной практики:

20101 полуг. 20112 полуг. 20112012201320141 полуг. 20153 кв. 20154 кв. 20151 кв. 20162 кв. 2016.