Защита прав потребителей

Ситуация:

Подана претензия о возврате сотового телефона с сенсорным экраном надлежащего качества. Каковы мои дальнейшие действия?

Решение:

Для начала необходимо проверить, соблюдены ли условия предъявления данной претензии. Для этого необходимо с помощью сервиса подготовки решений нашего сайта сформировать ситуацию, предшествующую настоящему этапу решения проблемы.

Цепочка ответов для формирования указанной ситуации следующая: купля-продажа товаров - средства связи и навигации - сотовый телефон с сенсорным экраном - товар оплачен и передан мне, он хорошего качества, но я его хочу обменять или вернуть - непосредственно в магазине.

Если в удовлетворении Вашей претензии отказано, то необходимо с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) подготовить исковое заявление о возврате товара надлежащего качества.

В качестве обоснования правомерности Вашей позиции следует указать следующее.

«В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 аппаратура радиоэлектронная бытовая относится к классу товаров с кодами ОКП 65 8000 - ОКП 65 8900.

Согласно сертификату соответствия сотовый телефон является продукцией с официальным наименованием "радиостанция носимая" и имеет код ОКП 65 7140, относящийся к классу продукции - средства радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения. Следовательно, наименование товара «сотовый телефон» является обиходным и данный товар не относится к классу продукции - бытовая радиоэлектронная аппаратура.

Также сотовые телефоны не относятся к телефонным аппаратам, так как телефон имеет код ОКП 66 7310.

Таким образом, сотовые телефоны не подпадают под действие пункта 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.

Указанная позиция также подтверждается судебной практикой. В частности, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 по делу N А65-12560/2009 указано, что абонентские радиостанции (сотовые телефоны) надлежащего качества не входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55» .

 

Обратите внимание!

Вероятность удовлетворения данного искового заявления составляет 50%, так как существует и противоположная судебная практика. В частности, смотрите Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 N 17АП-6044/2011-АК по делу N А60-6425/2011. 

 

Порядок подготовки и подачи искового заявления в суд.

 

Шаг 1

Определитесь, куда Вам удобнее будет подавать исковое заявление. Закон по данной категории дел предоставляет выбор, и Вы вправе им воспользоваться. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление можно подать в суд:

  • по Вашему месту жительства или пребывания, либо
  • по месту заключения или исполнения договора купли-продажи сотового телефона, либо
  • по месту нахождения организации (ее филиала или представительства), или
  • по месту жительства индивидуального предпринимателя, продавшего Вам сотовый телефон.

Самым удобным, конечно, является возможность подать иск по месту своего жительства. И это вдвойне удобно, если телефон приобретался не в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (неподсудность дела данному суду), так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.

Что же касается определения подсудности суда в зависимости от цены иска и предъявляемых требований (в мировой или районный суд), то при подготовке искового заявления система определит ее самостоятельно. 

 

Шаг 2

Не спеша, аккуратно и четко ответьте на все вопросы, которые будут заданы системой при подготовке искового заявления. После того, как вся необходимая информация будет получена, система сгенерирует исковое заявление в формате Word, которое Вам останется только сохранить у себя на компьютере. Готовое исковое заявление также всегда будет доступно в Вашем личном кабинете при переходе по ссылке к текущей ситуации.

 

Шаг 3

Распечатайте три экземпляра подготовленного искового заявления: суду, ответчику и один экземпляр оставьте себе.

 

Шаг 4

Сформируйте следующий пакет документов для суда:

1. Исковое заявление – 2 экземпляра.

2. Оригинал и ксерокопия кассового и(или) товарного чека.

3. Оригинал и ксерокопия претензии о возврате товара надлежащего качества.

Для себя оставьте третий экземпляр искового заявления и ксерокопии всех приложенных к нему документов.  

Частный случай!  В случае отсутствия кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки телефона, необходимо при подготовке искового заявления указать фамилию, имя, отчество и место жительства свидетеля(-ей), который(-ые) сможет(смогут) подтвердить факт покупки. При этом нужно учитывать, что эти свидетели будут впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта приобретения телефона.

Обратите внимание!  В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подаваемое Вами исковое заявление не подлежит оплате государственной пошлиной.

 

Шаг 5

Отправьте два экземпляра искового заявления со всеми приложениями в адрес суда по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес суда будет указан в готовом исковом заявлении.

Вы также можете подать исковое заявление через приемную суда. В этом случае, попросите сотрудника суда, который будет принимать иск, на вашем экземпляре искового заявления поставить дату получения, свои фамилию, имя, отчество, должность и подпись.

 

Шаг 6

В соответствии со ст. 133 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Вам останется лишь дождаться определения суда о принятии искового заявления к производству и повестку, в которой будет указана дата рассмотрения дела.

Для того чтобы узнать о своих дальнейших действиях после принятия судом искового заявления к производству, необходимо нажать «Продолжить решение» и получить описание Ваших дальнейших действий.

Документы для подготовки: