Авиапассажирам

Ситуация:

Порядок оформления электронного авиабилета.

Решение:

Этап 1. Выбор рейса

Выбрать интересующий рейс можно несколькими способами:

  • через интернет;
  • позвонить в аэропорт, из которого планируете улетать;
  • обратиться к уполномоченным агентам авиаперевозчика (специализированные авиакассы).

 

Этап 2. Выбор вида приобретаемого билета

Существует два вида авиабилетов:

  • с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу)
  • и без такого условия (по невозвратному тарифу).

От вида билета зависит его стоимость, а также возможность возврата платы за несостоявшуюся воздушную перевозку. Перед тем как сделать выбор необходимо знать об особенностях каждого вида билета.

 

Особенности возвратного билета.

Порядок возврата денег по такому билету:

  • если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета за 24 часа до окончания регистрации на рейс - возвращаются все деньги, кроме расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;
  • если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета позже, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до окончания самой регистрации - возвращаются деньги за вычетом неустойки в размере 25 процентов от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;
  • если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета после окончания регистрации на рейс - деньги не возвращаются.

 

Особенности невозвратного билета.

В случае отказа от полета по такому билету Вы не сможете вернуть всю уплаченную за него сумму. В этом случае авиакомпания должна будет вернуть только неизрасходованные суммы, которые взимались в пользу иностранных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.

 

Обратите внимание! Вне зависимости от вида приобретенного билета Вы сможете вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван вашей болезнью либо болезнью или смертью членов вашей семьи, близких родственников, с которыми Вы собирались лететь. Для возврата денег в такой ситуации потребуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс. Вы также сможете вернуть деньги в случае задержки отправления самолета и иных нарушений авиаперевозчиком федеральных авиационных правил.

Обратите внимание! Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны  информировать Вас об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до приобретения билета (п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

 

Этап 3. Оформление заказа билета на сайте в сети Интернет

Оформить билет можно как на сайте авиакомпании, так и на сайте агентства – представительства авиакомпании. Если покупка авиабилета осуществляется через посредника, то нужно учитывать, что такие компании взимают дополнительную комиссию за свои услуги.

Воспользовавшись интерфейсом оформления заказа, введите требуемые данные: количество и возраст пассажира(-ов), реквизиты документа, удостоверяющего личность, иные данные по условиям полета.

По результатам оформления заказа будет осуществлено бронирование. Бронирование – это закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату. Бронирование является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Важно! Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования перевозчиком от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности (п. 3 ст. 106.1 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ).

При бронировании перевозчик имеет право не закреплять за Вами конкретное пассажирское место в салоне самолета с заявленным классом обслуживания. В этом случае Ваш номер пассажирского места будет указан при регистрации на рейс.

Оформление билета с открытой датой. Вы также можете приобрести билет с открытой датой вылета. Бронирование по такому билету производится при наличии свободных пассажирских мест и свободной провозной емкости на рейсе перевозчика в пределах действия договора воздушной перевозки пассажира. Если перевозчик не имеет возможности предоставить пассажирское место и провозную емкость в течение срока действия договора, то он должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное пассажирское место того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу.

 

Этап 3. Оплата

После оформления заказа Вам будет предложены варианты и способы оплаты.

Размер провозной платы определяется на основании тарифов и сборов, установленных перевозчиком и нормативно-правовыми актами РФ.

Необходимо иметь ввиду, что за оказание услуг по подбору оптимального маршрута перелета с Вас может взиматься дополнительная плата.

После оплаты перевозчик обязан предоставить Вам следующую информацию:

  • указанную в оформленном билете;
  • об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.;
  • об условиях применения тарифа;
  • о правилах перевозчика;
  • о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;
  • о способе проезда до аэропорта отправления;
  • о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;
  • об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
  • об условиях обслуживания на борту воздушного судна;
  • о типе воздушного судна (п. 37 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», далее - Правила).

Обратите внимание! При оплате применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки. Если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки (п. 39, 40 Правил).

 

Этап 4. Выдача маршрут/квитанции

В подтверждение оплаты электронного билета Вам выдадут или вышлют по электронной почте выписку из автоматизированной системы управления, так называемую маршрут/квитанцию (пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу N 134; п. 52 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

Уникальный номер электронного билета, содержащийся в выписке, и есть доказательство того, что Вы включены в реестр данного рейса.

Если авиабилет приобретен через компанию-посредника, факт включения в электронный реестр рекомендуем проверить в соответствующем разделе официального интернет-сайта либо в контакт-центре авиакомпании.

При прибытии в аэропорт достаточно предъявить паспорт. Однако рекомендуется также распечатать и взять с собой выписку, которая содержит все сведения о пассажире, предстоящей поездке и уникальный номер электронного билета. Такая выписка может понадобиться для прохода на регистрацию в аэропорту.

Многие аэропорты имеют специальные киоски (терминалы), где пассажир может зарегистрироваться самостоятельно и получить посадочный талон. Кроме того, зарегистрироваться на рейс можно заблаговременно на официальных сайтах ряда авиакомпаний.

 

Обратите внимание!

Считается, что покупка электронного билета - это более удобная и надежная форма приобретения билета, нежели покупка его бумажного варианта. В то же время есть риск столкнуться с мошенниками. Так, существуют поддельные сайты авиакомпаний, где при оформлении заказов на приобретение электронного билета пассажир вносит свои паспортные данные, которые могут стать доступными для мошенников. Оплачивать билеты можно с помощью кредитных карт, данные которых тоже могут считывать мошенники. Для предотвращения подобных рисков нужно убедиться в наличии интересующего вас рейса по телефону авиакомпании, узнав при этом адрес ее сайта или сайт агента.

 

Структура и содержание электронного авиабилета

Структура электронного билета:

  • электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетов купонов может составлять от 1 до 4);
  • электронный контрольный купон;
  • электронный агентский купон;
  • маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).

Маршрут/квитанция обязательно выдается пассажиру или направляется ему в электронном виде (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134).

Маршрут/квитанция должна содержать следующие сведения (пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу N 134):

  • сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);
  • наименование и (или) код перевозчика;
  • номер рейса;
  • дату отправления рейса;
  • время отправления рейса;
  • наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
  • тариф;
  • эквивалент тарифа (если применяется);
  • итоговую стоимость перевозки;
  • форму оплаты;
  • сборы (если применяются);
  • наименование и (или) код класса бронирования;
  • код статуса бронирования;
  • дату оформления;
  • наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
  • норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
  • уникальный номер электронного билета (содержит международный трехцифровой код перевозчика и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер).


Документы для подготовки: