Авиапассажирам

Ситуация:

Порядок оформления авиабилета.

Решение:

Этап 1. Выбор рейса

Выбрать интересующий рейс можно несколькими способами:

  • через интернет;
  • позвонить в аэропорт, из которого планируете улетать;
  • обратиться к уполномоченным агентам авиаперевозчика (специализированные авиакассы).

 

Этап 2. Выбор вида приобретаемого билета

Существует два вида авиабилетов:

  • с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу)
  • и без такого условия (по невозвратному тарифу).

От вида билета зависит его стоимость, а также возможность возврата платы за несостоявшуюся воздушную перевозку. Перед тем как сделать выбор необходимо знать об особенностях каждого вида билета.

 

Особенности возвратного билета.

Порядок возврата денег по такому билету:

  • если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета за 24 часа до окончания регистрации на рейс - возвращаются все деньги, кроме расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;
  • если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета позже, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до окончания самой регистрации - возвращаются деньги за вычетом неустойки в размере 25 процентов от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;
  • если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета после окончания регистрации на рейс - деньги не возвращаются.

 

Особенности невозвратного билета.

В случае отказа от полета по такому билету Вы не сможете вернуть всю уплаченную за него сумму. В этом случае авиакомпания должна будет вернуть только неизрасходованные суммы, которые взимались в пользу иностранных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.

 

Обратите внимание! Вне зависимости от вида приобретенного билета Вы сможете вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван вашей болезнью либо болезнью или смертью членов вашей семьи, близких родственников, с которыми Вы собирались лететь. Для возврата денег в такой ситуации потребуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс. Вы также сможете вернуть деньги в случае задержки отправления самолета и иных нарушений авиаперевозчиком федеральных авиационных правил (к примеру, отмена или задержка рейса и другие).

Обратите внимание! Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны  информировать Вас об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до приобретения билета (п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

 

Этап 3. Бронирование

Бронирование – это закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату. Бронирование является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Для осуществления бронирования можно обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту (далее – перевозчику) непосредственно в пунктах продаж перевозок либо по телефону, электронной почте или интернету.

При бронировании Вы должны сообщить необходимую информацию о своих персональных данных и, при наличии, - об особых условиях перевозки.

Важно! Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования перевозчиком от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности (п. 3 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ).

При бронировании перевозчик имеет право не закреплять за Вами конкретное пассажирское место в салоне самолета с заявленным классом обслуживания. В этом случае Ваш номер пассажирского места будет указан при регистрации на рейс.

Для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку:

1) пассажира с ребенком до 2 лет;

2) ребенка, не сопровождаемого совершеннолетним пассажиром или пассажиром, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика;

3) тяжелобольного пассажира;

4) больного на носилках;

5) пассажира, лишенного слуха, без сопровождающего;

6) пассажира, лишенного зрения, с собакой-поводырем;

7) несопровождаемого пассажира, лишенного зрения и/или слуха, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика;

8) пассажира, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или чье состояние требует особого внимания при обслуживании;

9) пассажира, имеющего оружие и/или боеприпасы;

10) багажа, вес которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа;

11) багажа, габариты одного места которого в упакованном виде превышают двести три сантиметра в сумме трех измерений;

12) багажа, вес одного места которого превышает тридцать два килограмма;

13) багажа, который необходимо перевозить только в салоне воздушного судна;

14) валюты в денежных знаках или монетах, акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитных и банковских карт, ювелирных изделий, драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней, включая промышленные алмазы;

15) груза с объявленной ценностью;

16) предметов и веществ, подвергающихся порче по истечении определенного срока хранения либо при неблагоприятном воздействии температуры, влажности или других условий окружающей среды;

17) предметов или веществ, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов или классифицированы как опасные грузы в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

18) груза, вес одного грузового места которого превышает восемьдесят килограммов;

19) груза, габариты одного грузового места которого превышают габаритные размеры загрузочных люков и/или грузовых отсеков пассажирских воздушных судов;

20) груза, вес одного кубического метра которого меньше ста шестидесяти семи килограммов;

21) собак, кошек, птиц и других мелких комнатных (прирученных) животных, служебных собак кинологической службы;

22) животных, птиц, насекомых, рыб и т.п.;

23) груза, требующего специальных условий перевозки;

24) человеческих останков и останков животных.

 

Этап 3. Оплата

За перевозку перевозчиком взимается провозная плата, которая определяется на основании тарифов и сборов, установленных перевозчиком и нормативно-правовыми актами РФ.

Необходимо иметь ввиду, что за оказание услуг по подбору оптимального маршрута перелета с Вас может взиматься дополнительная плата.

После оплаты перевозчик обязан предоставить Вам следующую информацию:

  • указанную в оформленном билете;
  • об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.;
  • об условиях применения тарифа;
  • о правилах перевозчика;
  • о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;
  • о способе проезда до аэропорта отправления;
  • о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;
  • об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
  • об условиях обслуживания на борту воздушного судна;
  • о типе воздушного судна (п. 37 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», далее - Правила).

Обратите внимание! При оплате применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки. Если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки (п. 39, 40 Правил).

 

Этап 4. Оформление и выдача билета

После бронирования и оплаты перевозчик обязан выдать Вам билет, который будет подтверждать заключение договора воздушной перевозки.

Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.

На каждого пассажира оформляется отдельный билет.

За оплату сборов и дополнительных услуг перевозчик также обязан выдать ордер или квитанцию.

В случае продажи льготной перевозки или перевозки по специальному тарифу билет оформляется на основании документов, подтверждающих право пассажира на льготу или применение специального тарифа.

После передачи билета перевозчик обязан предупредить Вас о необходимости сохранения билета в течение всей перевозки.

Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается.

В случае предъявления билета лицом, не указанным в билете, билет изымается перевозчиком и его стоимость предъявителю не возвращается. В этом случае перевозчиком составляется акт с указанием причин изъятия билета.

Оформление билета с открытой датой. Вы также можете приобрести билет с открытой датой вылета. Бронирование по такому билету производится при наличии свободных пассажирских мест и свободной провозной емкости на рейсе перевозчика в пределах действия договора воздушной перевозки пассажира. Если перевозчик не имеет возможности предоставить пассажирское место и провозную емкость в течение срока действия договора, то он должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное пассажирское место того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу.

 

Рекомендации по поводу багажа

Если Вы планируете перевозить какие-либо ценные вещи в своем багаже и заинтересованы в том, чтобы багаж был доставлен в конечный пункт, советуем заявить об этом при регистрации на рейс в момент сдачи багажа, составить совместно с авиакомпанией акт, в котором будет описано содержание багажа и указана его стоимость. В случае утери багажа или его порчи авиакомпания будет обязана выплатить заявленную стоимость, если не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

За услугу перевозки багажа с объявлением ценности взимается плата, которую каждый авиаперевозчик устанавливает самостоятельно в своих внутренних правилах.

Также советуем всегда страховать багаж. Рекомендуется заключать договор страхования хотя бы на один день дольше срока поездки. Если перевозчик по каким-либо причинам прибывает позже 24:00 даты прекращения договора страхования, договор страхования действовать уже не будет, а, следовательно, при наступлении страхового случая страховое возмещение не выплатят.



Документы для подготовки: