Защита прав потребителей

Ситуация:

Порядок действий в случае заправки автомобиля некачественным топливом.

Решение:

Шаг 1 – Эвакуация автомобиля к месту стоянки     

В случае, когда автомобиль вышел из строя на дороге после заправки некачественным топливом, и Вы воспользовались услугами эвакуатора, то в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы Вам были выданы все необходимые документы, подтверждающие факт оказания услуги и её цену. Потребуйте у сотрудников, осуществляющих эвакуацию автомобиля, выдать Вам кассовый и (или) товарный чек, а также акт оказанных услуг, в котором должны быть зафиксированы начальный и конечный пункт эвакуации, километраж и стоимость оказанных услуг.

Данные документы необходимы в подтверждение размера ущерба, причиненного Вам продажей некачественного топлива, и впоследствии они будут представлены в суд вместе с исковым заявлением о возмещении вреда.

 

Шаг 2  – Подготовка претензии   

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо оформить претензию, в которой заявить требование о расторжении договора купли-продажи бензина и возмещении причиненного ущерба.

После подготовки претензию следует распечатать в двух экземплярах.

 

Шаг 3 – Вручение претензии

Один экземпляр необходимо вручить продавцу, а на другом адресат должен сделает отметку, включающую дату получения, должность лица, получившего претензию и его подпись о получении.

Пример: «Претензию получил 05.09.2013 г. Старший менеджер Иванов.И.И. Подпись

Экземпляр с отметкой заберите себе и храните вплоть до разрешения ситуации.

Если продавец отказывается принять претензию, то отправьте ее по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Как альтернативный вариант, Вы можете в присутствии двух свидетелей оставить претензию любому работнику продавца. Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.

Пример записи на претензии: «Претензия вручена 05.09.2013г. в присутствии свидетелей, однако продавец от получения претензии отказался. Свидетели: 1. Ф.И.О. паспортные данные, подпись; 2. Ф.И.О. паспортные данные, подпись».

 

Шаг 4 – Проверка качества

После получения претензии продавец вправе провести проверку качества топлива. Для этого он должен встретиться с Вами и произвести отбор проб топлива из топливного бака Вашего автомобиля.

Ваше согласие на проведение такой проверки не требуется, но в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей Вы вправе участвовать в проверке качества товара. При подготовке претензии в ее текст будет автоматически включено Ваше требование о том, что Вы желаете участвовать в проверке качества. В этом случае продавец обязан обеспечить Ваше участие в проверке. В случае, если продавец проведет такую проверку без Вашего участия, Вы вправе настаивать на нарушении со стороны продавца требований законодательства и проведении повторной проверки качества или сразу обратиться в суд за защитой своих интересов.

Отбор проб топлива необходимо оформить документально, чтобы зафиксировать сам факт передачи образцов топлива на проверку. Акт можно подготовить с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле).

Если Вы не согласны с результатами проверки качества топлива, сделайте об этом отметку в документах продавца. Для этого от руки следует написать следующее: «С результатами проверки качества топлива не согласен(а) и требую проведения независимой экспертизы. Дата. Подпись. Расшифровка подписи». 

 

Шаг 5 – Проведение экспертизы

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Чем отличается проверка качества товара от экспертизы? Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная продавцом организация (как правило, сервисный центр). Результатом проверки качества товара является акт. Экспертизу же проводит эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Таким образом, экспертиза проводится специалистами, не заинтересованными в результатах рассмотрения дела. Результатом экспертного исследования является экспертное заключение.

Поскольку в законодательстве прямо не указана обязанность продавца уведомлять потребителя о месте и времени проведения экспертизы, то, в случае, если Вы решили принять участие в ее проведении, то это нужно отразить при подготовке претензии. В этом случае продавец обязан обеспечить Ваше участие в проведении экспертизы. При нарушении этой обязанности Вы вправе сразу обратиться в суд за защитой своих интересов.

Передачу образцов топлива для проведения экспертизы необходимо оформить документально. Акт можно подготовить с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

Важно! Проведение экспертизы не освобождает продавца от ответственности за соблюдение 10 (десяти) дневного срока удовлетворения Вашего требования о расторжении договора купли-продажи топлива и возмещении ущерба.

 

Обратите внимание! Не стоит предпринимать самостоятельных действий по организации проверки качества и экспертизы бензина, это прямые обязанности продавца, закрепленные п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Также необходимо знать, что проведение потребителем самостоятельной проверки качества товара в сторонних организациях без вызова и участия продавца признается судами злоупотреблением потребителем своим правом и влечет полный отказ в удовлетворении каких-либо требований (см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2012 N 33-9390/2013).

 

Однако, в случае, если в течение 10 дней со дня предъявления претензии продавец не выходит с Вами на связь и не предпринимает никаких действий по проведению проверки качества топлива, то порядок Ваших действий следующий:

 

Шаг 4 – Проведение самостоятельной экспертизы качества топлива

1. Выберите экспертную организацию. Для этого в поисковике интернета укажите «экспертиза бензина / дизтоплива «название вашего города». Первые пять ссылок подскажут, какие экспертные организации есть в вашем городе и как их найти.

2. Обратитесь в понравившуюся организацию и заключите с ними договор на проведение экспертизы. Требуйте предоставить Вам письменный договор, а также все документы, подтверждающие оплату. Данные документы необходимы в подтверждение размера ущерба, причиненного Вам продажей некачественного топлива, и впоследствии они будут представлены в суд вместе с исковым заявлением о возмещении вреда.

3. Сообщите лицу, которому подавалась претензия о дате и месте проведения экспертизы. Настоятельно рекомендуется сделать это письменно. Соответствующее письмо можно составить с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта. Порядок вручения этого письма аналогичен вручению претензии. Если этого не сделать, то суд может посчитать Ваши действия злоупотреблением правом и впоследствии отказать в удовлетворении каких-либо требований (см. Определение Свердловского областного суда от 05.07.2012 по делу N33-7492/2012, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2012 N 33-9390/2013).

4. Дождитесь получения положительного экспертного заключения. На практике это обычно 7-10 дней, в отдельных случаях – до 20 дней. Если результаты экспертизы покажут, что представленные образцы топлива являются качественными, то Вы не вправе предъявлять требование о расторжении договора купли-продажи бензина (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

 

Частный случай!

Отсутствие у Вас кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки топлива, не является основанием для отказа в удовлетворении Ваших требований. В соответствии со ст. 493 Гражданского кодекса РФ, отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора. При этом необходимо учитывать, что отсутствие документов, подтверждающих факт покупки топлива на конкретной автозаправке, значительно затрудняет доказывание в суде вины продавца топлива в причинении ущерба. Очень показательным для этого случая является определение Свердловского областного суда от 05.07.2012 по делу N33-7492/2012.

 

Шаг 5 – Проведение ремонта автомобиля

Обратитесь в автосервис и проведите необходимый ремонт автомобиля. В акте-заявке на ремонт необходимо указать, что ремонт необходимо произвести только по тем недостаткам, которые возникли в результате использования топлива ненадлежащего качества. Требуйте предоставить Вам письменный договор, а также все документы, подтверждающие оплату. Данные документы необходимы в подтверждение размера ущерба, причиненного Вам продажей некачественного топлива, и впоследствии они будут представлены в суд вместе с исковым заявлением о возмещении вреда.

 

Шаг 6 – Дальнейшие действия

В случае нарушения продавцом 10 (десяти) дневного срока удовлетворения претензии или отказа в ее удовлетворении Вам необходимо сформировать с помощью нашего сайта новую ситуацию.

Для этого нажмите «Продолжить решение» и получите описание Ваших дальнейших действий.



Документы для подготовки: