Защита прав потребителей

Ситуация:

Что необходимо знать при покупке через интернет-магазин сотового телефона с сенсорным экраном.

Решение:

Настоятельно рекомендуем не приобретать сотовый телефон через интернет-магазин!

У этого способа покупки имеется ряд существенных недостатков:

  • в случае возникновения претензий к качеству сотового телефона Вы рискует тем, что уже на следующий день не сможете найти продавца сотового телефона, и, соответственно, предъявить ему какие-либо требования.
  • при любых возникших проблемах Вам придется общаться с продавцом на расстоянии (через интернет, телефон, почту), а это всегда сопряжено с огромной тратой времени, сил и нервов.
  • заказав на сайте телефон одной модели, Вам в итоге может прийти совершенно другой. При этом, администраторы сайта могут удалить информацию о том телефоне, который Вы заказывали. Опять-таки все риски по доказыванию своей правоты лягут на Вас.

Дважды подумайте, стоит ли идти на подобные риски ради покупки, которая впоследствии может обернуться разочарованием.

Если же всё-таки Вы решили совершить покупку телефона через интернет-магазин, то обязательно учитывайте следующее.

Продавец обязан:

  • предоставить сведения о наименовании своей организации, ее местонахождении (адресе) и режиме работы (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть размещена на интернет-сайте. Если данную информацию Вы не нашли, попытайтесь выяснить полное наименование и юридический адрес организации, позвонив по телефонам, указанным на сайте. В случае, если информации Вы не получили, лучше отказаться от покупки.
  • если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить информацию о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа  (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
  • предоставить информацию о цене и условиях приобретения сотового телефона (п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
  • предоставить сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя сотового телефона, уполномоченной изготовителем организации на территории России по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). То есть, в случае возникновения претензий к качеству сотового телефона, соответствующие требования также можно предъявить и к указанным организациям.
  • передать сотовый телефон надлежащего качества (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
  • передать сотовый телефон, который при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации будет безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вред имуществу потребителя (п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
  • передать сотовый телефон, в котором меню и клавиатура выполнены на русском языке (п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать фирменную инструкцию по эксплуатации телефона на русском языке (п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть выполнена в виде книжечки на качественной глянцевой бумаге и полностью на русском языке (никакие распечатки на принтере не допускаются).
  • передать телефон, на который имеются сертификат или декларация о соответствии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (РСТ - РосТест - знак соответствия при обязательной сертификации продукции, и/или ССС - Система сертификации «Связь») (п. 4 ст. 7, ст. 10 Закона о защите прав потребителей, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А35-6480/2012). Знаки РСТ и/или ССС находятся под задней крышкой телефона, а также на упаковке. Наличие этих знаков означает, что телефон ввезен в Россию легально, он сертифицирован, на него распространяется фирменная гарантия и в случае поломки или проблем, его можно спокойно починить или сдать.
  • передать Вам кассовый и/или товарный чек, подтверждающие оплату сотового телефона (п. 20, 46, 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Обязательно сохраните их на весь срок пользования телефоном.
  • передать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (п. 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). В зависимости от модели, это могут быть: сетевое зарядное устройство, диск с программным обеспечением, кабель для передачи данных, микрофон с наушником, ремешок на руку, сменные панельки и т. д.
  • передать заполненный гарантийный талон фирмы-изготовителя, если на сотовый телефон установлен гарантийный срок (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Убедитесь, что все необходимые отметки в талоне сделаны. В частности, должны быть указаны: марка и модель телефона, серийный номер IMEI, название фирмы-продавца и его адрес, дата продажи, печать и подпись продавца. Если гарантийный срок на сотовый телефон ни продавцом, ни производителем не установлен (они имеют на это право), то настоятельно рекомендуем отказаться от покупки.
  • если предоставляется возможность приобретения сотового телефона в кредит, то продавец обязан письменно довести до Вас информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащую выплате, а также предоставить график погашения этой суммы (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Для того, чтобы проверить предлагаемый для заключения кредитный договор на соответствие требованиям действующего законодательства необходимо в разделе «Банковское обслуживание» блока «Защита прав потребителей» сформировать соответствующую ситуацию.
  • в случае, если сотовый телефон был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), предоставить информацию об этом (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть доведена до Вас письменно.
  • в момент доставки телефона письменно довести до Вас информацию о товаре, предусмотренную статьей 10 Закона о защите прав потребителей (то есть информацию, указанную во всех вышеприведенных пунктах), а также информацию о порядке и сроках возврата товара. Обратите внимание, что Закон закрепляет за Вами право отказаться от сотового телефона в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата сотового телефона надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, Вы вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

За нарушение каждой из указанных обязанностей продавец может быть привлечен к административной ответственности. Подготовить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор можно с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

 

Продавец НЕ вправе:

  • обусловливать приобретение сотового телефона обязательным приобретением иных товаров, в частности, различных аксессуаров, чехлов, защитных пленок и т.д. (п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей)
  • уменьшать гарантийный срок, установленный изготовителем.
  • не устанавливать гарантийный срок, в случае если изготовителем гарантийный срок установлен (п. 6, 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

 

Вы вправе:

  • требовать от продавца выполнения всех вышеназванных обязанностей.
  • требовать, чтобы продавец предоставил Вам информацию об устройстве и основных характеристиках сотового телефона.
  • потребовать предоставления товарно-сопроводительной документации на сотовый телефон, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, Вы вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

 

Продавец вправе:

  • установить на сотовый телефон гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
  • принять обязательство в отношении недостатков сотового телефона, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

 

Что нужно знать о легальности телефона:

После получения сотового телефона важно удостовериться в его легальности. Для этого нужно набрать на телефоне комбинацию *#06#.

После этого на экране появится индивидуальный код телефона, так называемый «IMEI» - международный идентификатор мобильных устройств. Обычно это 15 разрядное число в десятичном представлении, уникальное для каждого GSM и UMTS мобильного телефона. Модель и происхождение телефона описываются первыми 8 цифрами, оставшаяся часть - серийный номер с контрольным числом в конце. IMEI устанавливается на заводе при изготовлении и служит для идентификации устройства в сети. Код IMEI хранится в прошивке аппарата, и он должен совпадать с кодом, указанным на упаковке, в гарантийном талоне, а также под батареей мобильного телефона.

Найдите в интернете на официальном сайте производителя телефон службы поддержки. Позвоните по этому номеру и назовите оператору IMEI аппарата. Оператор сообщит Вам о том, числится ли данный номер IMEI в базе официально поставленных на территорию РФ мобильных телефонов или нет. Если телефона с таким IMEI производитель не выпускал, настоятельно рекомендуется вернуть сотовый телефона и потребовать возврата уплаченных денежных средств.



Документы для подготовки: