Защита прав потребителей

Ситуация:

Планируется приобретение уже готовой мебели (без индивидуального заказа и размеров, а также без услуг по доставке и установке). Покупку планируется совершить непосредственно в магазине.

Решение:

Общие рекомендации:

1. При выборе мебели следует отдавать предпочтение тому производителю, который давно присутствует на рынке продаж. Настоятельно рекомендуется совершать покупки только в стационарных и специализированных салонах мебели. При этом желательно, чтобы они находились именно в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

2. Мебель не стоит покупать на рынке, с рук или в Интернет-магазине. В случае возникновения претензий к качеству мебели Вы рискуете тем, что уже на следующий день не сможете найти продавца и, соответственно, предъявить ему какие-либо требования.

3. В случае, если Вам предлагается для подписания договор купли-продажи или договор на изготовление мебели, то никогда не подписывайте его сразу в магазине. Возьмите договор домой для ознакомления на пару дней. При этом обратите внимание на следующие моменты:

  • в предмете договора обязательно должны быть указаны наименование приобретаемой мебели, состав предметов, входящих в комплект поставки, цвет, а также другие характеристики. Если договор не позволяет однозначно определить наименование и характеристики приобретаемой мебели, то договор считается незаключенным! Ответственно подойдите к определению тех характеристик, которые бы Вы хотите иметь в приобретаемой мебели. Требуйте, чтобы все они были отражены в условиях договора.
  • цена должна быть четко определена и иметь фиксированное значение.
  • срок передачи мебели должен быть указан в виде фиксированной даты. Требуйте удалять из договора пункты, содержащие следующие формулировки: «срок поставки – в течении ХХ дней с момента заключения договора; - в течении ХХ дней с момента выставления счета; - в течении ХХ дней с момента внесения предварительной оплаты».
  • в случае, если Вам предлагается к заключение договор с условием предварительной оплаты знайте, что при отсутствии в условиях договора четко обозначенной цены, такой договор не является предварительным и, впоследствии, Вы не будете иметь права требовать передачи Вам мебели по цене, которая была указана в договоре как ориентировочная. Фактически по такому договору Вы просто даете деньги в долг магазину.
  • требуйте удалять из договора пункты, содержащие условия о том, что форс-мажорными обстоятельствами сторонами, в частности, признается срыв сроков поставки. Наличие подобных условий при Вашем согласии, фактически освобождает продавца от ответственности за нарушение сроков поставки.
  • требуйте удалять из договора пункты, содержащие условия об удержании с Вас каких-либо штрафов за односторонний отказ от договора купли-продажи. Подобные условия противоречат требованиям ст. 16 Закона о защите прав потребителей и нарушают Ваши права потребителя (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 N 15АП-8803/2013 по делу N А53-1488/2013). Согласно п. 4 ст. 497 ГК РФ, п. 22 Правил продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918) при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора. Следовательно, это единственные расходы, которые Вы понесете в случае отказа от товара. Какие либо дополнительные штрафы Вы уплачивать не обязаны.
  • не стесняйтесь обсуждать положения договора, которые Вам не понятны или вызывают сомнения.

4. Акт приема-передачи мебели подписывайте только после того, как будут проверены все заявленные Вами характеристики. Никогда не торопитесь, лучше потратить несколько часов на полную проверку приобретаемой мебели, чем несколько месяце на возможные споры по качеству и комплектации.

5. Настоятельно рекомендуется не заключать договоры купли-продажи с условиями о предварительной оплате мебели, даже если эта оплата будет частичной (хоть 1% от стоимости)! Как показывает российская практика даже проверенные и известные магазины могут оказаться неспособными выполнить принятые на себя обязательства. В любой момент они могут принять решение о добровольной ликвидации, либо в отношении них могут быть возбуждены дела о признании их банкротами. При таких случаях Вам будет очень сложно вернуть свои деньги, так как магазины отвечают по обязательствам только своим имуществом, которого у них может и не быть вовсе. Также Вам придется пройти через процедуры судебного взыскания уплаченных денег, а также участия в различных заседаниях ликвидационных комиссий и собраний кредиторов, что, как показывает практика, займет у Вас от двух месяцев до двух лет. В момент заключения договора Вы не можете знать о финансовом состоянии магазина и очень сильно рискуете, отдавая деньги за мебель, которую Вы еще не получили. Дважды подумайте, стоит ли идти на подобные риски, ради покупки, которая впоследствии может оказаться разочарованием!

 

Продавец обязан:

  • предоставить сведения о наименовании своей организации, ее местонахождении (адресе) и режиме работы (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть размещена на  вывеске у входной двери помещения, а также в «Уголке для потребителя». Если данной информации Вы на вывеске не нашли, попытайтесь выяснить у сотрудников полное наименование и юридический адрес организации. В случае, если информации Вы не получили, лучше обойти стороной данную торговую точку.
  • если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить информацию о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа  (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
  • иметь книгу отзывов и предложений, и представлять ее по Вашему требованию (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть пронумерована, прошнурована и иметь подпись руководителя (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. по делу NА42-3318/2008). На начальных листах книги должны быть указаны адреса и телефоны контролирующих организаций и местной администрации (п.18 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания»).
  • иметь один экземпляр Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 и представлять их по Вашему требованию (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • обеспечить наличие четко оформленных ценников на реализуемую мебель. Ценник должен содержать цену за единицу товара, на нем должна быть подпись материально ответственного лица или печать организации, также должна быть указана дата оформления ценника (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • указать цену товара на ценниках в рублях (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • предоставить сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя мебели, уполномоченной изготовителем организации на территории России по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). То есть, в случае возникновения претензий к качеству товара, соответствующие требования также можно предъявить и к указанным организациям.
  • передать мебель надлежащего качества (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
  • передать мебель, которая при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации будет безопасна для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вред имуществу потребителя (п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
  • передать фирменную инструкцию по уходу за мебелью (при наличии).
  • передать мебель, на которую имеется сертификат соответствия (п. 4 ст. 7, ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • в Вашем присутствии проверить качество мебели (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать Вам кассовый и/или товарный чек, подтверждающие оплату мебели (п. 20, 46, 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Старайтесь сохранить их на весь срок пользования мебелью.
  • передать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (при наличии) (п. 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать заполненный гарантийный талон фирмы-изготовителя, если на мебель установлен гарантийный срок (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Убедитесь, что все необходимые отметки в талоне сделаны. В частности, должны быть указаны: название мебели, модель, размеры (при необходимости), название фирмы-продавца и его адрес, дата продажи, печать и подпись продавца, Ваша подпись в получении. Если продавец отказывается заполнять гарантийный талон, либо требует за его заполнение плату, либо предлагает прийти позже для его заполнения, то знайте, подобными действиями он грубо нарушает Ваши права потребителя и может быть привлечен по данных фактам к административной ответственности (см. Решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.06.2012 по делу №А44-4219/2012). Если гарантийный срок на товар ни продавцом, ни производителем не установлен (они имеют на это право), то настоятельно рекомендуем отказаться от покупки.
  • если предоставляется возможность приобретения мебели в кредит, то продавец обязан письменно довести до Вас информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащую выплате, а также предоставить график погашения этой суммы (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). 
  • в случае, если мебель была в употреблении или в ней имеется недостаток (недостатки), предоставить информацию об этом (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть доведена до Вас письменно.

За нарушение каждой из указанных обязанностей продавец может быть привлечен к административной ответственности (см. к примеру, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 N 16АП-3371/10(1) по делу N А25-1099/10, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А19-13347/2012). Подготовить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор можно с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

 

Продавец НЕ вправе:

  • обусловливать приобретение мебели обязательным приобретением иных товаров (п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей)
  • уменьшать гарантийный срок, установленный изготовителем.
  • не устанавливать гарантийный срок, в случае если изготовителем гарантийный срок установлен (п. 6, 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

 

Вы вправе:

  • требовать от продавца выполнения всех вышеназванных обязанностей.
  • требовать, чтобы продавец при Вас проверил качество мебели (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • в случае, если цена на мебель, указанная на ценнике ниже той, которая указана на товарном или кассовым чеке, то требовать продажи мебели по цене, указанной на ценнике (Информация Роспотребнадзора по г.Москве).
  • потребовать предоставления товарно-сопроводительной документации на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

 

Продавец вправе:

  • установить на мебель гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
  • принять обязательство в отношении недостатков мебели, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

 

Обратите внимание!

Мебель надлежащего качества не подлежит возврату или обмену (ч. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, пункт 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55).

В этой связи настоятельно рекомендуется ответственно подойти к процессу выбора и покупки мебели. Никогда не спешите с выбором и покупкой. Лучше потратить несколько часов на поиск и проверку качества приобретаемой мебели, чем несколько месяцев на решение возможных споров и разногласий.



Документы для подготовки: