Авиапассажирам

Ситуация:

Перевозка лиц с ограниченными возможностями.

Решение:

При приобретении билета пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление билетов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки (п. 1 ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ).

Обратите внимание! Перевозчик (туроператор, турагент) не вправе требовать от инвалида документов, подтверждающих состояние их здоровья и инвалидность (п. 3 ст. 106.1 ВК РФ).

Обратите внимание! Перевозчик не вправе отказать в продаже билета по причине отсутствия у него необходимых технических средств и оборудования для перевозки инвалидов (п. 5 ст. 106.1 ВК РФ).

 

Особенности перевозки лиц с ограниченными возможностями.

В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;

2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;

3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;

4) обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

5) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;

6) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами (п. 7 ст. 106.1 ВК РФ).

На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;

2) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

3) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами (п. 8 ст. 106.1 ВК РФ).

 

Инвалидность по слуху и зрению одновременно. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете (п. 11 ст. 106.1 ВК РФ).

 

Недееспособный пассажир. В соответствиями с положениями статьи 23 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина Российской Федерации и безопасность окружающих людей. Аналогичная норма содержится также в п. 109 Федеральных авиационных правил (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 N 82, далее - Правила).

 

В отношении дееспособных граждан пункт 108 Федеральных авиационных правил (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 N 82, далее - Правила) обязывает пассажира самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом исходя из состояния своего здоровья.

Необходимо учитывать, что самостоятельное определение состояния своего здоровья является вещью крайне субъективной, не учитывающей поведение и физические возможности человека в состоянии стрессовой ситуации, которой для многих является полет в ограниченном пространстве определенное время (зачастую длительное). Также возможны различные противопоказания, о которых целесообразно заранее проконсультироваться у врача, получив его рекомендации относительно воздушной перевозки.

Категорическим противопоказанием к перелету является перенесенный в предшествующие две недели инфаркт сердца или операция на сердце, нестабильная стенокардия, недостаточно компенсированная сердечная недостаточность, неконтролируемые аритмии сердца. Также следует воздержаться от перелетов при абсолютной инсулиновой недостаточности, т.к. требуется постоянное введение инсулина, что не всегда возможно в условиях воздушного полета.

Более того, не все типы воздушных судов приспособлены для перевозки лиц с ограниченными возможностями. Это позволяет перевозчику отказать такому лицу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса РФ, согласно которой перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случае, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.

В частности, под особыми условиями перевозки можно принимать те условия, которые перевозчик не в состоянии обеспечить, в частности: отсутствие тряски при полете, перепадов давления, особенности погрузки, размещения и выгрузки (что зачастую невозможно обеспечить в силу конструкции воздушного судна или аэропорта) и т.д.

Также перевозка лица с ограниченными возможностями может влиять на безопасность полета, поскольку в некоторых случаях требуется перевозка без отключения аппаратуры поддержания жизни, потребляющей большую нагрузку электроэнергии и датчиков, передающих радиосигналы. Возможно частичное влияние на ограничение возможности другим лицам эвакуироваться в случае возникновения аварийной ситуации.

Согласно пункту 110 Правил, перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете. При этом правилами перевозчика может быть предусмотрена перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках под наблюдением перевозчика.

Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком.

В развитие указанной статьи ВК РФ, Правила также упоминают, что перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров (п. 110 Правил).

Пассажир, лишенный зрения и/или слуха, перевозится с сопровождающим лицом или без сопровождающего под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика. При этом пассажир, лишенный слуха, по согласованию с перевозчиком может перевозиться без сопровождающего (пункты 111 - 112 Правил).

Согласно пункту 113 Правил, пассажир, лишенный зрения, по согласованию с перевозчиком может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря.

Перевозка пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-поводыря может быть произведена при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря.

Собака-поводырь, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.

Для надлежащего оформления отношений, вытекающих за общие правила перевозки пассажиров и касающихся уже перевозки пассажира, подпадающего под особую категорию, пунктом 114 Правил установлено, что несопровождаемый пассажир, лишенный зрения и/или слуха, пассажир в кресле-коляске, неспособный передвигаться самостоятельно, или больной на носилках принимается к перевозке под наблюдением перевозчика по согласованию с перевозчиком и после оформления в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика.

Перевозка пассажира, который в соответствии с договором воздушной перевозки прибыл в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика по маршруту перевозки (далее - трансферный пассажир), осуществляется в соответствии с договорами между перевозчиками.

При бронировании и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент в соответствии с пунктом 116 Правил обязан информировать трансферного пассажира о предполетных формальностях и требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые он должен выполнить в аэропорту трансфера для дальнейшей перевозки по маршруту, а также о требованиях государственных органов в пунктах трансфера при международной перевозке.

При этом, учитывая ограниченные возможности такой категории пассажиров, Правила предусматривают в пункте 117, что при выполнении перевозки по одному перевозочному документу или выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам перевозчик обязан обеспечить минимальное стыковочное время с рейсом, на который у пассажира забронировано место, позволяющее пассажиру пройти все предусмотренные в аэропорту трансфера предполетные формальности и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На практике существуют соответствующие договоренности между авиакомпаниями, направленные на возможность создания таким пассажирам наиболее комфортных условий при перемещении.