Защита прав потребителей

Ситуация:

В магазине приобретена одежда надлежащего качества. Можно ли её обменять или вернуть?

Решение:

Согласно пункту 5 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 изделия швейные и трикотажные бельевые, а также чулочно-носочные изделия надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. При применении данного пункта на практике суды исходят из того, что термины и определения основных понятий в области готовых швейных и трикотажных изделий бытового назначения установлены Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 17037-85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения» (утв. постановлением Государственного комитета ССР по стандартам от 27.11.1985 N 3742). Согласно пункту 9 ГОСТа 17037-85 к бельевым изделиям относится швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиенических условий тела и быта. Таким образом, пункт 5 Перечня относится исключительно к изделиям, имеющим специальные гигиенические требования - бельевым и чулочно-носочным (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2009 по делу N А42-1098/2009, Определение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 15.06.2012 по делу N 11-39/2012).

Если говорить простым языком, то не подлежат возврату или обмену носки и нижнее бельё.

Что же касается другой одежды, то Вы вправе обменять ее на аналогичную других размера, формы, габарита, расцветки или комплектации при соблюдении следующих условий:

  • одежда не подошла по форме, габаритам, расцветке, размеру или комплектации. Перечень оснований, по которым товар может не подойти, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому при обращении к продавцу необходимо ссылаться только на одну или несколько причин, которые перечислены выше.
  • со дня покупки прошло не более 14 дней. При этом необходимо учитывать, что в указанный 14-тидневный срок включаются все выходные и праздничные дни (ч. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день. Таким образом, если, к примеру, 14-й день попадет на воскресенье, то последним днем для предъявления требований об обмене товара будет являться понедельник.
  • одежда не была в употреблении, сохранены её товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает Вас возможности ссылаться на свидетельские показания (ч. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей).

Если названные условия не соблюдены, обменять одежду надлежащего качества Вы не вправе.

Если при обмене одежды на другую возникает разница в цене, то необходимо провести соответствующий перерасчет (п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса РФ).

В случае, если аналогичная одежда отсутствует в продаже на день обращения, Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Это требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.

Обратите внимание, что требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы может быть заявлено только в случае, если аналогичная одежда отсутствует в продаже на день обращения.

Если продавец не готов выплатить причитающуюся за товар денежную сумму и решил воспользоваться предоставленной ему трехдневной отсрочкой, Вам необходимо зафиксировать факт передачи товара в акте, указав в нем должность, инициалы и фамилию лица, которому был передан товар; причину, по которой товар возвращен; дату возврата товара. Такой документ с подписью лица, которому возвращен товар, должен храниться у Вас до момента получения денежных средств от продавца. Акт можно подготовить с помощь сервиса подготовки документов нашего сайта.

Если требование о возврате денег не удовлетворено продавцом в тот же день, Вам следует зафиксировать факт отсутствия аналогичного товара в указанный день у этого продавца. Для этого достаточно составить акт в свободной форме, в котором указать отсутствие необходимого товара в соответствующий день обращения к продавцу. Акт можно подготовить с помощь сервиса подготовки документов нашего сайта. Акт подписывается Вами и продавцом (его представителем). Если продавец отказывается от подписи такого акта, то Вы имеет право сделать об этом отметку в акте и заверить ее подписями двух свидетелей (с указанием их паспортных данных), которые могут подтвердить содержащиеся в акте сведения.

Вы можете также договориться с продавцом о том, что обмен будет произведен при поступлении аналогичного товара в продажу. В этом случае продавец обязан незамедлительно сообщить Вам о поступлении аналогичного товара в продажу. Важно отметить, что Вы имеете право, но не обязаны ждать поступления аналогичного товара.

Подготовить необходимые документы - заявление, акты, жалобу в Роспотребнадзор - Вы можете с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.



Документы для подготовки: