Авиапассажирам

Ситуация:

Что предпринять при утере багажа.

Решение:

Багаж утерян на территории РФ

В случае утери багажа авиакомпания в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ несет ответственность в следующих размерах:

  • за утрату багажа, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности;
  • за утрату багажа, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере его стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа;
  • за утрату вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.

Стоимость багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж подлежал выдаче.

Указанные размеры ответственности за багаж, не распространяются на случай утраты специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. За утрату указанных средств перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.

Важно! Согласно пункту 3 статьи 796 Гражданского кодекса РФ перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

 

Багаж утерян на международных линиях

При утере багажа на международных линиях отношения регулируются Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), и Воздушным кодексом РФ.

В случае утери багажа согласно ст. 22 Конвенции «ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения». Указанная сумма равняется примерно 20 долл. США.

 

В то же время немало государств (большинство стран Европы, США, Китай, Бразилия) ратифицировали более современную Монреальскую конвенцию (от 28.05.1999), предусматривающую компенсацию за потерю багажа в более крупном размере - порядка 1500 долл. за кг. веса (в Конвенции этот размер устанавливается в так называемых специальных правах заимствования, которые пересчитываются в национальные валюты государств). Так что, если Вы летите зарубежными авиакомпаниями, то уточняйте, ратифицирована ли государством, где зарегистрирован авиаперевозчик, Монреальская конвенция.

Кроме того, пассажир имеет право требовать компенсации морального вреда, причиненного ему авиакомпанией ненадлежащей услугой.

 

Основания освобождения перевозчика от ответственности (ст. 118 ВК РФ):

Перевозчик несет ответственность за утрату багажа, если не докажет, что

  • им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять;
  • утрата багажа, не явилась результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошла не во время воздушной перевозки.

 

Порядок действий в случае утраты багажа:

 

Шаг 1. Подача заявления об утрате багажа

Если Вы не обнаружили чемодан на ленте транспортера, первым делом отправляйтесь в представительство вашей компании в аэропорту либо к стойке розыска багажа Lost & Found. Потребуйте составить коммерческий акт об утрате багажа (статья 124 Воздушного кодекса РФ).

 

Шаг 2. Составление коммерческого акта.

В акте нужно будет описать внешние приметы пропавшего багажа: количество сумок, их форму, цвет, материал, наличие ручек и колес, именной бирки и т.п. Также понадобится предъявить отрывной талон багажной бирки (обычно он приклеивается при регистрации к авиабилету).

Акт составляется в двух экземплярах, один Вы оставляете у себя.

Согласно российским федеральным авиационным правилам (утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82) и аналогичным международным нормам на розыск багажа авиакомпании отводится 21 день. Если в течение этого времени Ваши чемоданы найдут, то их обязаны бесплатно доставить по указанному Вами адресу (п. 154 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82).

На заметку: по сложившейся практике солидные авиакомпании, дорожащие своей репутацией, при невозможности получить багаж и необходимости его розыска сразу выплачивают пассажиру компенсацию на приобретение вещей первой необходимости. Обычно это сумма порядка 200 - 250 долл. Так что обязательно поинтересуйтесь, не предусмотрена ли такая компенсация внутренними правилами вашего авиаперевозчика.

Если по истечении 21 дня багаж не найден, он считается утерянным, и пассажир вправе получить компенсацию за пропавшие вещи (п. 154 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82).

Примечание! По закону отсутствие коммерческого акта об утрате багажа ни в коем случае не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска (п. 5 ст. 124 Воздушного кодекса РФ).

 

Шаг 3. Подача претензии об утрате багажа

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо подготовить претензию и заявить в ней требование о возмещении стоимости утраченного багажа, а также компенсации морального вреда.

Сроки предъявления претензии:

  • при перелете на территории РФ – в течении 6 месяцев (п. 1 ст. 126 ВК РФ)
  • при международном - в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки (п. 2 ст. 127 ВК РФ).

Претензию следует составить в двух экземплярах.

Один экземпляр необходимо вручить перевозчику, а на другом адресат должен сделает отметку, включающую дату получения, должность лица, получившего претензию и его подпись о получении.

Пример: «Претензию получил 05.09.2013 г. Старший менеджер Иванов.И.И. Подпись

Экземпляр с отметкой заберите себе и храните вплоть до разрешения ситуации.

Если перевозчик отказывается принять претензию, то отправьте ее по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Как альтернативный вариант, Вы можете в присутствии двух свидетелей оставить претензию любому работнику перевозчика. Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.

Пример записи на претензии: «Претензия вручена 05.09.2013г. в присутствии свидетелей, однако перевозчик от получения претензии отказался. Свидетели: 1. Ф.И.О. паспортные данные, подпись; 2. Ф.И.О. паспортные данные, подпись».

Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить Вас об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Важно! Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения Вам ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

 

Шаг 4. Подача искового заявления о взыскании стоимости утраченного багажа, возмещении морального вреда.

В случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии Вам необходимо подготовить и предъявить исковое заявление и заявить в нем следующие требования:

  • о взыскании ущерба, причиненного утратой багажа,
  • о взыскании провозной платы,
  • а также компенсации морального вреда.

Подготовка искового заявления осуществляется с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле).

 

4.1. Определение суда, в который будем подавать иск.

Определение подсудности по данному делу будет зависеть от вида авиаперевозки: международной или только на территории России.

Если авиаперелет планировался только на территории России:

В данном случае Закон о защите прав потребителей по данной категории дел предоставляет выбор, и Вы вправе им воспользоваться. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление можно подать в суд: 

  • по Вашему месту жительства или пребывания, либо
  • по месту заключения или исполнения договора воздушной перевозки, либо
  • по месту нахождения организации (ее филиала или представительства), или

Самым удобным, конечно, является возможность подать иск по месту своего жительства. И это вдвойне удобно, если билет приобретался не в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (неподсудность дела данному суду), так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.

Что же касается определения подсудности суда в зависимости от цены иска и предъявляемых требований (в мировой или районный суд), то при подготовке искового заявления система определит ее самостоятельно.

При международных воздушных перевозках:

В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей, если международным договором РФ установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора. Это условие также соответствует п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Международные воздушные перевозки осуществляются в соответствии с Варшавской Конвенцией от 12.10.1929 «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями, внесенными Гаагским Протоколом о поправках к Конвенции от 28.09.1955. Варшавская Конвенция ратифицирована СССР, приемником которой является Российская Федерация, и приобрела силу 07.07.1934.

Согласно п. 1 ст. 28 Конвенции иск об ответственности должен быть возбужден по выбору истца в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон либо:

  • в суде по месту жительства перевозчика,
  • по месту нахождения главного управления его предприятия или
  • по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо
  • перед судом места назначения.

Таким образом, в случае приобретения билета, предусматривающего международный авиаперелет, выбор суда следует осуществлять с учетом требований п. 1 ст. 28 Варшавской Конвенцией от 12.10.1929.

 

4.2. Подготовка искового заявления

Не спеша, аккуратно и четко ответьте на все вопросы, которые будут заданы системой при подготовке искового заявления. После того, как вся необходимая информация будет получена, система сгенерирует исковое заявление в формате Word, которое Вам останется только сохранить у себя на компьютере. Готовое исковое заявление также всегда будет доступно в Вашем личном кабинете при переходе по ссылке к текущей ситуации.

 

4.3. Распечатка искового заявления

Распечатайте три экземпляра подготовленного искового заявления: суду, ответчику и один экземпляр оставьте себе.

 

4.4. Формирование приложений к заявлению

Сформируйте следующий пакет документов для суда:

1. Исковое заявление – 2 экземпляра.

2. Оригинал и ксерокопия претензии о возмещении стоимости утраченного багажа, а также компенсации морального вреда.

3. Оригинал и ксерокопия коммерческого акта о неприбытии багажа.

4. Оригинал и ксерокопия пассажирского билета (посадочного талона).

5. Оригинал и ксерокопия багажной квитанции (бирки).

6. Расчет суммы исковых требований с подтверждающими документами (оригиналы и ксерокопии).

Для себя оставьте один экземпляр искового заявления и ксерокопии всех приложенных к нему документов. 

Обратите внимание! В соответствии с п.3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подаваемое Вами исковое заявление не подлежит оплате государственной пошлиной.

 

4.5. Направление искового заявления в суд

Отправьте два экземпляра искового заявления со всеми приложениями в адрес суда по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес суда будет указан в готовом исковом заявлении.

Вы также можете подать исковое заявление через приемную суда. В этом случае, попросите сотрудника суда, который будет принимать иск, на вашем экземпляре искового заявления поставить дату получения, свои фамилию, имя, отчество, должность и подпись.

 

4.6. Принятие искового заявления к производству

В соответствии со ст. 133 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Вам останется лишь дождаться определения суда о принятии искового заявления к производству и повестку, в которой будет указана дата рассмотрения дела.

 

Обратите внимание! Пункт 3 статьи 30 ГПК РФ устанавливает, что иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Однако, согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к нашему иску данная норма не применима, так как исключительная подсудность подачи иска по месту нахождения перевозчика распространяется только на иски, вытекающие из перевозки груза. Но это уже не наш случай.

В случае, если суд все-таки вернет исковое заявление со ссылкой на п. 3 ст. 30 ГПК, смело подавайте частную жалобу на это определение суда. Для этого необходимо сформировать новую ситуацию и указать, что Вы планируете обжаловать определение суда. Цепочка ответов для формирования этой ситуации: авиапассажирам – этапы судебного рассмотрения дела - обжалование определений суда первой инстанции.

 

Оптимистичные данные

Во-первых, по статистике более 90% потерянных чемоданов находятся.

Во-вторых, если уж багаж оказывается утерян или испорчен, то в большинстве случаев пассажирам удается получить компенсацию в досудебном порядке (на основе претензии в авиакомпанию), а если дело все-таки доходит до суда (что бывает нечасто), то выигрывает более 98% пассажиров-истцов.



Документы для подготовки: