Авиапассажирам

Ситуация:

Всё, что нужно знать о своих правах в случае, когда рейс был завершен с опозданием.

Решение:

Основания и размер ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения:

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с абз. 2 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Таким образом, сумма штрафа за просрочку доставки багажа составит –100 рублей х 25% = 25 руб. за каждый час просрочки.

 

Основания освобождения перевозчика от ответственности:

Перевозчик освобождается от ответственности, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 795 Гражданского кодекса РФ).

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (п. 2 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Следует иметь в виду, что согласно положениям п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например - на оплату топлива), а перевозчик вправе задержать рейс, указанный в билете, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Так, к примеру, если задержка рейс была вызвана устранением технической неисправности двигателя самолета, при которой невозможно было осуществить полет без риска для жизни пассажиров и экипажа воздушного судна, то в этом случае суд вынужден будет отказать во взыскании штрафа за прострочку доставки пассажира. Такая позиция подтверждается, в частности, и судебной практикой (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2013 по делу N11-2833).

 

Порядок действий:

 

Шаг 1. Получение справки о задержке рейса.

Справку, подтверждающую, что рейс завершился с опозданием выдает администрация аэропорта (п. 228 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее – Правила)). Обратите внимание, что за этой справкой нужно обращаться именно в администрацию аэропорта, а не к авиаперевозчику.

После завершения полета переходим к следующему шагу.

 

Шаг 2. Подготовка претензии.

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо подготовить претензию и заявить в ней следующие требования:

  • о возмещении ущерба, причиненного в результате просрочки доставки пассажира (при наличии такого ущерба);
  • об уплате штрафа за просрочку доставки пассажира;
  • о компенсации морального вреда.

Сроки предъявления претензии:

  • при перелете на территории РФ – в течении 6 месяцев (п. 1 ст. 126 ВК РФ)
  • при международном - в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки (п. 2 ст. 127 ВК РФ)

Претензию следует составить в двух экземплярах.

Один экземпляр необходимо вручить перевозчику, а на другом адресат должен сделает отметку, включающую дату получения, должность лица, получившего претензию и его подпись о получении.

Пример: «Претензию получил 05.09.2013 г. Старший менеджер Иванов.И.И. Подпись

Экземпляр с отметкой заберите себе и храните вплоть до разрешения ситуации.

Если перевозчик отказывается принять претензию, то отправьте ее по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Как альтернативный вариант, Вы можете в присутствии двух свидетелей оставить претензию любому работнику перевозчика. Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.

Пример записи на претензии: «Претензия вручена 05.09.2013г. в присутствии свидетелей, однако перевозчик от получения претензии отказался. Свидетели: 1. Ф.И.О. паспортные данные, подпись; 2. Ф.И.О. паспортные данные, подпись».

Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить Вас об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Важно! Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения Вам ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Обратите внимание! Согласно статье 124 ВК РФ, а также сложившейся судебной практике предъявление к перевозчику претензии является обязательным только по договорам воздушной перевозки груза или почты, а претензия по договору воздушной перевозки пассажира или багажа является правом, а не обязанностью пассажира (см. Определение Московского городского суда от 24.06.2011 N 4г/2-4160/11).

 

Шаг 3. Подача искового заявления.

В случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии Вам необходимо подготовить и предъявить исковое заявление в суд.

В нем необходимо заявить следующие требования:

  • о возмещении ущерба, причиненного в результате просрочки доставки пассажира (при наличии такого ущерба);
  • об уплате штрафа за просрочку доставки пассажира;
  • о компенсации морального вреда.

Подготовка искового заявления осуществляется с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле). Выберите «Исковое заявление» и нажмите «Подготовить документ».

 

3.1. Определение суда, в который будем подавать иск.

Определение подсудности по данному делу будет зависеть от вида авиаперевозки: международной или только на территории России.

Если авиаперелет планировался только на территории России:

В данном случае Закон о защите прав потребителей по данной категории дел предоставляет выбор, и Вы вправе им воспользоваться. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление можно подать в суд: 

  • по Вашему месту жительства или пребывания, либо
  • по месту заключения или исполнения договора воздушной перевозки, либо
  • по месту нахождения организации (ее филиала или представительства).

Самым удобным, конечно, является возможность подать иск по месту своего жительства. И это вдвойне удобно, если билет приобретался не в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (неподсудность дела данному суду), так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.

Что же касается определения подсудности суда в зависимости от цены иска и предъявляемых требований (в мировой или районный суд), то при подготовке искового заявления система определит ее самостоятельно.

При международных воздушных перевозках:

В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей если международным договором РФ установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора. Это условие также соответствует п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Международные воздушные перевозки осуществляются в соответствии с Варшавской Конвенцией от 12.10.1929 «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями, внесенными Гаагским Протоколом о поправках к Конвенции от 28.09.1955. Варшавская Конвенция ратифицирована СССР, приемником которой является Российская Федерация, и приобрела силу 07.07.1934.

Согласно п. 1 ст. 28 Конвенции иск об ответственности должен быть возбужден по выбору истца в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон либо:

  • в суде по месту жительства перевозчика,
  • по месту нахождения главного управления его предприятия или
  • по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо
  • перед судом места назначения.

Таким образом, в случае приобретения билета, предусматривающего международный авиаперелет, выбор суда следует осуществлять с учетом требований п. 1 ст. 28 Варшавской Конвенцией от 12.10.1929.

 

3.2. Подготовка искового заявления

Не спеша, аккуратно и четко ответьте на все вопросы, которые будут заданы системой при подготовке искового заявления. После того, как вся необходимая информация будет получена, система сгенерирует исковое заявление в формате Word, которое Вам останется только сохранить у себя на компьютере. Готовое исковое заявление также всегда будет доступно в Вашем личном кабинете при переходе по ссылке к текущей ситуации.

 

3.3. Распечатка искового заявления

Распечатайте три экземпляра подготовленного искового заявления: суду, ответчику и один экземпляр оставьте себе.

 

3.4. Формирование приложений к заявлению

Сформируйте следующий пакет документов для суда:

1. Исковое заявление – 2 экземпляра.

2. Оригинал и ксерокопия претензии.

3. Оригинал и ксерокопия пассажирского билета.

4. Оригинал и ксерокопии кассовых и товарных чеков, подтверждающих сроки и размер услуг, заказанных и оплаченных самостоятельно.

5. Справка администрации аэропорта о задержке рейса.

6. Оригинал и ксерокопия акта о свидетельских показаниях (при наличии).

7. Расчет суммы исковых требований.

Для себя оставьте один экземпляр искового заявления и ксерокопии всех приложенных к нему документов. 

Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подаваемое Вами исковое заявление не подлежит оплате государственной пошлиной.

 

3.5. Направление искового заявления в суд

Отправьте два экземпляра искового заявления со всеми приложениями в адрес суда по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес суда будет указан в готовом исковом заявлении.

Вы также можете подать исковое заявление через приемную суда. В этом случае, попросите сотрудника суда, который будет принимать иск, на вашем экземпляре искового заявления поставить дату получения, свои фамилию, имя, отчество, должность и подпись.

 

3.6. Принятие искового заявления к производству

В соответствии со ст. 133 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Вам останется лишь дождаться определения суда о принятии искового заявления к производству и повестку, в которой будет указана дата рассмотрения дела.

 

Юридические нюансы, к которым нужно быть готовым и которые будут учтены системой при подготовке претензии и искового заявления:

1. К нашей ситуации не применимы положения п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, который устанавливает 3% размер неустойки (пени) за каждый час нарушения сроков оказания услуг.

В данном случае судебная практика исходит из следующего. 

«Правоотношения между сторонами вытекают из договора воздушной перевозки, который имеет специальное регулирование. Законодательство о защите прав потребителей является общим по сравнению с Воздушным кодексом РФ и применяется в тех случаях, которые им не урегулированы. Поскольку ст. 120 Воздушного кодекса РФ предусматривает дополнительную ответственность авиаперевозчика за задержку доставки багажа в виде неустойки (штрафа), для определения размера штрафных санкций (неустойки, штрафа) в данном случае следует применять именно указанные специальные нормы, а не положения ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.02.2013 по делу N 11-6765, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2013 N33-5387/2013).

2. К нашей ситуации также не применимы положения п. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей, согласно которому при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение им в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В данном случае судебная практика исходит из следующего.

«В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ перевозчик - владелец воздушного судна за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения уплачивает штраф в размере 25 процентов минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, при решении вопроса о взыскании штрафа за просрочку доставки пассажира в пункт надлежит руководствоваться требованиями приведенной нормы Воздушного кодекса РФ (Постановление Президиума Сахалинского областного суда от 08.02.2013 по делу N 44Г-3/2013).



Документы для подготовки: