Защита прав потребителей

Ситуация:

Что необходимо знать при покупке утюга / пылесоса (далее в тексте решения – «товар») в магазине.

Решение:

При выборе торговой марки предпочтение лучше отдавать той, которая давно присутствует на рынке продаж. Настоятельно рекомендуется совершать покупки только в стационарных и специализированных салонах. При этом желательно, чтобы они находились именно в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

 

Указанные товары НЕ стоит покупать:

  • на рынке,
  • в уличном киоске,
  • на остановке,
  • в маленьком отделе при входе в продуктовый магазин,
  • с рук,
  • в Интернет-магазине.

В случае возникновения претензий к качеству товара Вы рискуете тем, что уже на следующий день не сможете найти продавца и, соответственно, предъявить ему какие-либо требования.

 

Продавец обязан:

  • предоставить сведения о наименовании своей организации, ее местонахождении (адресе) и режиме работы (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть размещена на  вывеске у входной двери помещения, а также в «Уголке для потребителя». Если данной информации Вы на вывеске не нашли, попытайтесь выяснить у сотрудников полное наименование и юридический адрес организации. В случае, если информации Вы не получили, лучше обойти стороной данную торговую точку.
  • если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить информацию о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа  (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
  • иметь книгу отзывов и предложений, и представлять ее по Вашему требованию (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть пронумерована, прошнурована и иметь подпись руководителя (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. по делу NА42-3318/2008). На начальных листах книги должны быть указаны адреса и телефоны контролирующих организаций и местной администрации (п.18 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания»).
  • иметь один экземпляр Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 и представлять их по Вашему требованию (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • обеспечить наличие четко оформленных ценников на реализуемые товары. Ценник должен содержать цену за единицу товара, на нем должна быть подпись материально ответственного лица или печать организации, также должна быть указана дата оформления ценника (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • указать цену товара на ценниках в рублях (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • предоставить сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя товара, уполномоченной изготовителем организации на территории России по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). То есть, в случае возникновения претензий к качеству товара, соответствующие требования также можно предъявить и к указанным организациям.
  • передать товар надлежащего качества (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
  • передать товар, который при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации будет безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вред имуществу потребителя (п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
  • передать фирменную инструкцию по эксплуатации товара на русском языке (п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть выполнена в виде книжечки на качественной глянцевой бумаге и полностью на русском языке (никакие распечатки на принтере не допускаются).
  • передать товар, на который имеются сертификат соответствия (п. 4 ст. 7, ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • в Вашем присутствии проверить качество товара, его комплектность, наличие всех документов на товар (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Проверьте работу каждой кнопки, даже если не знаете, зачем она нужна. Главное, чтобы на каждое нажатие была реакция аппарата.
  • передать Вам кассовый и/или товарный чек, подтверждающие оплату товара (п. 20, 46, 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Обязательно сохраните их на весь срок пользования товаром.
  • передать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (п. 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать заполненный гарантийный талон фирмы-изготовителя, если на товар установлен гарантийный срок (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Убедитесь, что все необходимые отметки в талоне сделаны. В частности, должны быть указаны: марка и модель товара, заводской номер, название фирмы-продавца и его адрес, дата продажи, печать и подпись продавца, Ваша подпись в получении. Если продавец отказывается заполнять гарантийный талон, либо требует за его заполнение плату, либо предлагает прийти позже для его заполнения, то знайте, подобными действиями он грубо нарушает Ваши права потребителя и может быть привлечен по данных фактам к административной ответственности (см. Решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.06.2012 по делу №А44-4219/2012). Если гарантийный срок на товар ни продавцом, ни производителем не установлен (они имеют на это право), то настоятельно рекомендуем отказаться от покупки.
  • если предоставляется возможность приобретения товара в кредит, то продавец обязан письменно довести до Вас информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащую выплате, а также предоставить график погашения этой суммы (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). 
  • в случае, если товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), предоставить информацию об этом (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть доведена до Вас письменно.

За нарушение каждой из указанных обязанностей продавец может быть привлечен к административной ответственности (см. к примеру, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 N 16АП-3371/10(1) по делу N А25-1099/10, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А19-13347/2012). Подготовить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор можно с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

 

Продавец НЕ вправе:

  • обусловливать приобретение товара обязательным приобретением иных товаров (п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей)
  • уменьшать гарантийный срок, установленный изготовителем.
  • не устанавливать гарантийный срок, в случае если изготовителем гарантийный срок установлен (п. 6, 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

 

Вы вправе:

  • требовать от продавца выполнения всех вышеназванных обязанностей.
  • требовать, чтобы продавец ознакомил Вас с устройством и основными характеристиками товара (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • в случае, если цена на товар, указанная на ценнике ниже той, которая указана на товарном или кассовым чеке, то требовать продажи товара по цене, указанной на ценнике (Информация Роспотребнадзора по г.Москве).
  • потребовать предоставления товарно-сопроводительной документации на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

 

Продавец вправе:

  • установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
  • принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).


Документы для подготовки: