Защита прав потребителей

Ситуация:

Что необходимо знать при покупке сенсорного сотового телефона в магазине.

Решение:

При выборе торговой марки предпочтение лучше отдавать той, которая давно присутствует на рынке продаж. Настоятельно рекомендуется совершать покупки только в стационарных и специализированных салонах. При этом желательно, чтобы они находились именно в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

 

Сотовый телефон НЕ стоит покупать:

  • на рынке,
  • в уличном киоске,
  • на остановке,
  • в маленьком отделе при входе в продуктовый магазин,
  • с рук,
  • в Интернет-магазине.

В случае возникновения претензий к качеству сотового телефон Вы рискуете тем, что уже на следующий день не сможете найти продавца сотового телефона, и, соответственно, предъявить ему какие-либо требования.

 

Продавец обязан:

  • предоставить сведения о наименовании своей организации, ее местонахождении (адресе) и режиме работы (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть размещена на вывеске у входной двери помещения, а также в «Уголке для потребителя». Если данной информации Вы на вывеске не нашли, попытайтесь выяснить у сотрудников полное наименование и юридический адрес организации. В случае, если информации Вы не получили, лучше обойти стороной данную торговую точку.
  • если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить информацию о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа  (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
  • иметь книгу отзывов и предложений, и представлять ее по Вашему требованию (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть пронумерована, прошнурована и иметь подпись руководителя (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. по делу NА42-3318/2008). На начальных листах книги должны быть указаны адреса и телефоны контролирующих организаций и местной администрации (п.18 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания»).
  • иметь один экземпляр Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 и представлять их по Вашему требованию (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • обеспечить наличие четко оформленных ценников на реализуемые сотовые телефоны. Ценник должен содержать цену за единицу товара, на нем должна быть подпись материально ответственного лица или печать организации, также должна быть указана дата оформления ценника (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • указать цену сотового телефона на ценниках в рублях (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • предоставить сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя сотового телефона, уполномоченной изготовителем организации на территории России по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). То есть, в случае возникновения претензий к качеству сотового телефона, соответствующие требования также можно предъявить и к указанным организациям.
  • если при совершении покупки Вы поставили продавца в известность о конкретных целях приобретения сотового телефона, то продавец обязан передать Вам сотовый телефон, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей). Обычно такими целями являются – наличие необходимого объема памяти, возможность подключать или подключаться к другим устройствам, качество фотосъемки и другие.
  • передать сотовый телефон надлежащего качества (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
  • передать сотовый телефон, который при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации будет безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вред имуществу потребителя (п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
  • передать сотовый телефон, в котором меню и клавиатура выполнены на русском языке (п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать фирменную инструкцию по эксплуатации телефона на русском языке (п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть выполнена в виде книжечки на качественной глянцевой бумаге и полностью на русском языке (никакие распечатки на принтере не допускаются).
  • передать телефон, на который имеются сертификат или декларация о соответствии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (РСТ - РосТест - знак соответствия при обязательной сертификации продукции, и/или ССС - Система сертификации «Связь») (п. 4 ст. 7, ст. 10 Закона о защите прав потребителей, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А35-6480/2012). Знаки РСТ и/или ССС находятся под задней крышкой телефона, а также на упаковке. Наличие этих знаков означает, что телефон ввезен в Россию легально, он сертифицирован, на него распространяется фирменная гарантия и в случае поломки или проблем, его можно спокойно починить или сдать.
  • в Вашем присутствии проверить качество сотового телефона, его комплектность, наличие всех документов на телефон (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Попробуйте позвонить с телефона, отговорите как минимум минуту, убедитесь, что Вас хорошо слышно. Проверьте работу каждой кнопки, даже если не знаете, зачем она нужна. Главное, чтобы на каждое нажатие была реакция аппарата. Обязательно проверьте работу дисплея, звонок, виброзвонок, зарядное устройство. Обратите внимание на шурупы под батарейкой, под панелью (при возможности), чтобы они были без следов вскрытия.
  • передать Вам кассовый и/или товарный чек, подтверждающие оплату сотового телефона (п. 20, 46, 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Обязательно сохраните их на весь срок пользования телефоном.
  • передать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (п. 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). В зависимости от модели, это могут быть: сетевое зарядное устройство, диск с программным обеспечением, кабель для передачи данных, микрофон с наушником, ремешок на руку, сменные панельки и т. д.
  • передать заполненный гарантийный талон фирмы-изготовителя, если на сотовый телефон установлен гарантийный срок (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Убедитесь, что все необходимые отметки в талоне сделаны. В частности, должны быть указаны: марка и модель телефона, серийный номер IMEI, название фирмы-продавца и его адрес, дата продажи, печать и подпись продавца, Ваша подпись в получении. Если продавец отказывается заполнять гарантийный талон, либо требует за его заполнение плату, либо предлагает прийти позже для его заполнения, то знайте, подобными действиями он грубо нарушает Ваши права потребителя и может быть привлечен по данных фактам к административной ответственности (см. Решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.06.2012 по делу №А44-4219/2012). Если гарантийный срок на сотовый телефон ни продавцом, ни производителем не установлен (они имеют на это право), то настоятельно рекомендуем отказаться от покупки.
  • если предоставляется возможность приобретения сотового телефона в кредит, то продавец обязан письменно довести до Вас информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащую выплате, а также предоставить график погашения этой суммы (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • в случае, если сотовый телефон был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), предоставить информацию об этом (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть доведена до Вас письменно.

За нарушение каждой из указанных обязанностей продавец может быть привлечен к административной ответственности (см. к примеру, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 N 16АП-3371/10(1) по делу N А25-1099/10, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А19-13347/2012). Подготовить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор можно с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле), либо скачать форму жалобы в Роспотребнадзор и заполнить ее самостоятельно.

 

Продавец НЕ вправе:

  • обусловливать приобретение сотового телефона обязательным приобретением иных товаров, в частности, различных аксессуаров, чехлов, защитных пленок и т.д. (п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
  • уменьшать гарантийный срок, установленный изготовителем.
  • не устанавливать гарантийный срок, в случае если изготовителем гарантийный срок установлен (п. 6, 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

 

Вы вправе:

  • требовать от продавца выполнения всех вышеназванных обязанностей.
  • требовать, чтобы продавец ознакомил Вас с устройством и основными характеристиками сотового телефона (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • в случае, если цена на сотовый телефон, указанная на ценнике ниже той, которая указана на товарном или кассовым чеке, то требовать продажи телефона по цене, указанной на ценнике (Информация Роспотребнадзора по г.Москве).
  • потребовать предоставления товарно-сопроводительной документации на сотовый телефон, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Торговля сотовыми телефонами без декларации о соответствии может являться основанием привлечения продавца к административной ответственности (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А35-6480/2012)

 

Продавец вправе:

  • установить на сотовый телефон гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
  • принять обязательство в отношении недостатков сотового телефона, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

 

Что нужно знать о легальности телефона:

Перед покупкой сотового телефона важно удостовериться в его легальности. Для этого нужно попросить продавца набрать на телефоне комбинацию *#06#.

После этого на экране появится индивидуальный код телефона, так называемый «IMEI» - международный идентификатор мобильных устройств. Обычно это 15 разрядное число в десятичном представлении, уникальное для каждого GSM и UMTS мобильного телефона. Модель и происхождение телефона описываются первыми 8 цифрами, оставшаяся часть - серийный номер с контрольным числом в конце. IMEI устанавливается на заводе при изготовлении и служит для идентификации устройства в сети. Код IMEI хранится в прошивке аппарата, и он должен совпадать с кодом, указанным на упаковке, в гарантийном талоне, а также под батареей мобильного телефона.

Советуем перед покупкой найти в интернете на официальном сайте производителя телефона, который планируется к приобретению, телефон службы поддержки. В момент покупки позвоните по номеру службы поддержки и назовите им IMEI аппарата. Оператор сообщит Вам о том, числится ли данный номер IMEI в базе официально поставленных на территорию РФ мобильных телефонов или нет.

 

Обратите внимание!

Сенсорный сотовый телефон надлежащего качества нельзя обменять или вернуть в течение 15 дней после покупки.

Сотовые телефоны являются бытовой радиоэлектронной аппаратурой и на основании ч. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, пункта 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 обмену или возврату не подлежат.

Указанной позиции придерживаются продавцы, Роспотребнадзор и некоторые суды (см. Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 14.03.2013 по делу N 2-618/13, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 N 17АП-6044/2011-АК по делу N А60-6425/2011).

В данной связи, советуем совершать покупку только при полной уверенности, что данный телефон подходит вам по всем параметрам (цвет, форма, размер).

 

Формы документов для скачивания:

Образец жалобы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). 



Документы для подготовки: