Защита прав потребителей

Ситуация:

Что необходимо знать при покупке мотоцикла / мотороллера / скутера / снегохода (далее в тексте решения «товар» или «мототранспортное средство») в магазине.

Решение:

Общие рекомендации:

1. При выборе торговой марки предпочтение лучше отдавать той, которая давно присутствует на рынке продаж. Настоятельно рекомендуется совершать покупку только в специализированном салоне. При этом желательно, чтобы он находились именно в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

2. Никогда не подписывайте договор купли-продажи товара (в том числе с условием о предварительной оплате) сразу в магазине. Возьмите договор домой для ознакомления на пару дней. При этом обратите внимание на следующие моменты:

  • в предмете договора обязательно должны быть указаны наименование товара, его марка, характеристики, комплектация и цвет. Если договор не позволяет однозначно определить наименование и характеристики товара, то договор считается незаключенным! Ответственно подойдите к определению тех характеристик, которые бы Вы хотите иметь в приобретаемом товаре. Требуйте, чтобы все они были отражены в условиях договора.
  • цена товара должна быть четко определена и иметь фиксированное значение.
  • срок передачи товар должен быть указан в виде фиксированной даты. Требуйте удалять из договора пункты, содержащие следующие формулировки: «срок поставки – в течении ХХ дней с момента заключения договора; - в течении ХХ дней с момента выставления счета; - в течении ХХ дней с момента внесения предварительной оплаты».
  • в случае, если Вам предлагается к заключению договор с условием предварительной оплаты, знайте, что при отсутствии в условиях договора четко обозначенной цены, такой договор не является предварительным и, впоследствии, Вы не будете иметь права требовать передачи Вам товара по цене, которая была указана в договоре как ориентировочная. Фактически по такому договору Вы просто даете деньги в долг магазину.
  • требуйте удалять из договора пункты, содержащие условия о том, что форс-мажорными обстоятельствами сторонами, в частности, признается срыв сроков поставки. Наличие подобных условий при Вашем согласии, фактически освобождает продавца от ответственности за нарушение сроков поставки.
  • требуйте удалять из договора пункты, содержащие условия об удержании с Вас каких-либо штрафов за односторонний отказ от договора купли-продажи. Подобные условия противоречат требованиям ст. 16 Закона о защите прав потребителей и нарушают Ваши права потребителя (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.03.2012 по делу N А63-2066/2011). Согласно п. 4 ст. 497 ГК РФ, п. 22 Правил продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918) при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора. Следовательно, это единственные расходы, которые Вы понесете в случае отказа от товара. Какие-либо дополнительные штрафы Вы уплачивать не обязаны.
  • если Вы планируете поставить дополнительное оборудование, то для этого лучше заключить отдельный договор и прописать перечень работ, которые Вам выполнят. Обращайте внимание на условия выполнения работ: установки дополнительного оборудования и последующего сервисного обслуживания, гарантийных обязательств. Как правило, в крупных магазина есть прайс, с которым Вы можете ознакомиться, прежде чем подписывать договор и прежде чем голословно менеджеры будут «предлагать» и говорить стоимость таких услуг.
  • не стесняйтесь обсуждать положения договора, которые Вам не понятны или вызывают сомнения.

3. Акт приема-передачи товара подписывайте только после того, как будут проверены все заявленные Вами характеристики. Никогда не торопитесь, лучше потратить несколько часов на полную проверку приобретаемого товара, чем несколько месяцев на возможные споры по качеству и комплектации.

4. Настоятельно рекомендуется НЕ заключать договоры купли-продажи с условиями о предварительной оплате товара, даже если эта оплата будет частичной (хоть 1% от стоимости товара)! Как показывает российская практика даже проверенные и известные компании могут оказаться неспособными выполнить принятые на себя обязательства по поставке предварительно оплаченных мототранспортных средств. В любой момент они могут принять решение о добровольной ликвидации, либо в отношении них могут быть возбуждены дела о признании их банкротами. При таких случаях Вам будет очень сложно вернуть свои деньги, так как организации отвечают по обязательствам только своим имуществом, которого у них может и не быть вовсе. Также Вам придется пройти через процедуры судебного взыскания уплаченных денег, а также участия в различных заседаниях ликвидационных комиссий и собраний кредиторов, что, как показывает практика, займет у Вас от двух месяцев до двух лет. В момент заключения договора Вы не можете знать о финансовом состоянии организации и очень сильно рискуете, отдавая деньги за товар, который Вы еще не получили. Дважды подумайте, стоит ли идти на подобные риски, ради покупки, которая впоследствии может оказаться разочарованием!

 

Продавец обязан:

  • предоставить сведения о наименовании своей организации, ее местонахождении (адресе) и режиме работы (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть размещена на  вывеске у входной двери, а также в «Уголке для потребителя». Если данной информации Вы на вывеске не нашли, попытайтесь выяснить у сотрудников полное наименование и юридический адрес организации. В случае, если информации Вы не получили, лучше обойти стороной данную торговую точку.
  • если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить информацию о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа  (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
  • иметь книгу отзывов и предложений, и представлять ее по Вашему требованию (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть пронумерована, прошнурована и иметь подпись руководителя (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. по делу NА42-3318/2008). На начальных листах книги должны быть указаны адреса и телефоны контролирующих организаций и местной администрации (п.18 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания»).
  • иметь один экземпляр Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 и представлять их по Вашему требованию (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • обеспечить наличие четко оформленных ценников на реализуемые мототранспортные средства. Ценник должен содержать цену за единицу товара, на нем должна быть подпись материально ответственного лица или печать организации, также должна быть указана дата оформления ценника (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • указать цену товара на ценниках в рублях (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
  • предоставить сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя мототранспортного средства, уполномоченной изготовителем организации на территории России по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). То есть, в случае возникновения претензий к качеству товара, соответствующие требования также можно предъявить и к указанным организациям.
  • если при совершении покупки Вы поставили продавца в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать Вам автомобиль, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
  • передать мототранспортное средство надлежащего качества (п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
  • передать мототранспортное средство, который при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации будет безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вред имуществу потребителя (п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
  • передать фирменную инструкцию по эксплуатации мототранспортного средства на русском языке (п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Она должна быть выполнена в виде книжечки на качественной глянцевой бумаге и полностью на русском языке (никакие распечатки на принтере не допускаются).
  • в Вашем присутствии проверить качество мототранспортного средства, его комплектность, наличие всех документов на автомобиль (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать Вам кассовый и/или товарный чек, подтверждающие оплату мототранспортного средства (п. 20, 46, 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Обязательно сохраните их на весь срок пользования мототранспортным средством.
  • передать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисную книжку или иной заменяющий ее документ, а также паспорт транспортного средства для государственной регистрации (п. 51, 59 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • передать заполненный гарантийный талон фирмы-изготовителя, если на товар установлен гарантийный срок (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Убедитесь, что все необходимые отметки в талоне сделаны. В частности, должны быть указаны: марка и модель мототранспортного средства, название фирмы-продавца и его адрес, дата продажи, печать и подпись продавца, Ваша подпись в получении. Если гарантийный срок на товар ни продавцом, ни производителем не установлен (они имеют на это право), то настоятельно рекомендуем отказаться от покупки.
  • если предоставляется возможность приобретения товара в кредит, то продавец обязан письменно довести до Вас информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащую выплате, а также предоставить график погашения этой суммы (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). 
  • в случае, если товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), предоставить информацию об этом (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация должна быть доведена до Вас письменно.

За нарушение каждой из указанных обязанностей продавец может быть привлечен к административной ответственности (см. к примеру, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 N 16АП-3371/10(1) по делу N А25-1099/10, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А19-13347/2012). Подготовить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор можно с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта.

 

Продавец НЕ вправе:

  • обусловливать приобретение товара обязательным приобретением иных товаров, в частности, различных дополнительных опций и т.д. (п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей)
  • уменьшать гарантийный срок, установленный изготовителем.
  • не устанавливать гарантийный срок, в случае если изготовителем гарантийный срок установлен (п. 6, 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

 

Вы вправе:

  • требовать от продавца выполнения всех вышеназванных обязанностей.
  • требовать, чтобы продавец ознакомил Вас с устройством и основными характеристиками мототранспортного средства (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
  • в случае, если цена на мототранспортное средство, указанная на ценнике ниже той, которая указана на товарном или кассовым чеке, то требовать продажи товра по цене, указанной на ценнике (Информация Роспотребнадзора по г.Москве).
  • потребовать предоставления товарно-сопроводительной документации на мототранспортное средство, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

 

Продавец вправе:

  • установить на мототранспортное средство гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
  • принять обязательство в отношении недостатков мототранспортного средства, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Документы для подготовки: