Автовладельцам

Ситуация:

Что необходимо знать о тонировке стекол автомобиля.

Решение:

1. Нормативные требования к тонировке стекол автомобиля установлены:

 

В соответствии с указанными нормами:

  • светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
  • при условии установки на автомобиле двух внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.
  • ширина затеняющих полос ветровых стекол не должна быть более 140 мм.
  • не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
  • окрашенные в массе и тонированные ветровые стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
  • не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

 

2. Ответственность на неправильную тонировку.

В соответствии с пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В свою очередь, установка дополнительных предметов или нанесение покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, согласно пункту 7.3 относится к условиям, запрещающих эксплуатацию автомобиля.

 

В данной связи законодательство предусматривает ответственность за управление автомобилем со стеклами, в том числе покрытыми прозрачными цветными пленками, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, в виде штрафа в размере 500 руб. (п. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ).

 

3. Нормативные требования к методам проверки тонировки стекол автомобиля установлены:

  • п. 4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (утв. Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст), в соответствии с которым не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.
  • п. 5.7.1 ГОСТ Р 51709-2001 в свою очередь устанавливает, что  светопропускание стекол по п. 4.7.3 проверяют по ГОСТ 27902-88 с помощью специальных приборов для измерения светопропускания стекол с автоматической компенсацией внешней засветки вне зависимости от толщины автомобильных стекол. Однако, с 1 января 2015 года ГОСТ 27902-88 утратил силу в связи введением в действие нового ГОСТа 32565-2013.
  • разделом 7.8 ГОСТ 32565-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия».

 

До 1 января 2015 года:

Действовали требования ГОСТ 27902-88, в соответствии с которыми испытания должны были проводиться при следующих условиях:

  • температура воздуха 20+-5;
  • давление от 86 до 106 кПа;
  • влажность 60+-20%.

Вместе с тем, необходимо знать о практике применения указанных выше норм, так как в соответствии со сложившейся судебной практикой при проведении замеров светопропускания стекол автомобиля инспектором ДПС соблюдение указанных условий не требуется.

Судебная практика в данном случае исходит из того, что:

  • требования ГОСТа 27902-88 регламентирует процедуру имеющегося (конструктивного) светопропускания стекол транспортных средств, но не процедуру проверки соответствия их светопропускания требованиям безопасности дорожного движения (Постановление Алтайского краевого суда от 13.01.2014 по делу N 4а-30/2014, Решение Липецкого областного суда от 11.04.2011 по делу N 21-40-2011, Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 14.03.2012 по делу N 7-67).
  • и, в этой связи, соблюдение условий проверки, определенных ГОСТ 27902-88 (температура 20+-5, давление от 86 до 106 кПа, влажность воздуха 60+-20%) не требуется (Постановление Самарского областного суда от 29.10.2013 N 4а-758/2013, Решение Липецкого областного суда от 29.02.2012 по делу N 21-11-2012).
  • довод жалобы о допущенном при производстве замеров светопропускания стекла автомобиля нарушении требований ГОСТа 27902-88 также является несостоятельным, поскольку измерение светопропускания передних боковых стекол транспортного средства производилось должностным лицом ГИБДД с помощью специального технического средства - измерителя светового коэффициента пропускания автомобильных стекол «Свет», то есть прибора, утвержденного в установленном порядке в качестве средства измерения, имеющего сертификат соответствия и свидетельство о поверке, подтверждающее технические характеристики прибора и его пригодность к применению, в полном соответствии с руководством по эксплуатации измерителя светопропускания (Решение Пермского краевого суда от 09.04.2015 по делу N 7-420-2015;21-243-2015).
  • доводы жалобы о том, что испытания проводят на трех образцах и в трех точках каждого образца, за величину светопропускания принимают среднее арифметическое результатов измерений трех образцов являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона. Так, вышеуказанные положения ГОСТов применяются при измерениях контрольных образцов продукции (стекол для автомобилей), и должны соблюдаться при сертификации такой продукции на соответствие указанным требованиям, что следует из буквального содержания положений ГОСТов, предусматривающих измерение светопропускания контрольных образцов при определенных условиях, в определенных точках с последующим выведением среднего арифметического значения. Вместе с тем соблюдение вышеуказанных условий при проведении инспекторами ДПС измерений светопропускания стекол эксплуатируемых автомобилей посредством сертифицированного и поверенного прибора, не требуется (Решение Калининградского областного суда от 17.05.2012 по делу N 7А-189/2012).

 

После 1 января 2015 года в связи с введением в действие ГОСТа 32565-2013 порядок проведения испытаний определен разделом 7.8 указанного ГОСТа.

Необходимо отметить, что требований по температуре, давлению и влажности ГОСТ 32565-2013 не содержит, однако, в нем сохранилось требование об определении светопропускания в трех точках испытуемого стекла, при этом за результат испытания принимают среднеарифметическое результатов измерений (п. 7.8.3, 7.8.5).

В настоящий момент нет судебной практики применения ГОСТ 32565-2013, однако учитывая сложившуюся практику по ГОСТа 27902-88 (указаны выше), можно сделать вывод о том, что соблюдение методики проведения проверки по ГОСТу при привлечении водителей к административной ответственности не требуется.

В подтверждение данного вывода также говорит и пункт 7.8.6. ГОСТа 32565-2013, согласно которому нормальное светопропускание допускается измерять в соответствии с методикой, изложенной в эксплуатационных документах на фотометр.

 

Подробнее о действиях водителя, когда его остановили за неправильную тонировку, смотрите здесь.

 

4. Приборы для проверки тонировки.

Светопропускание стекол инспекторы ДПС проверяют соответствующими приборами - тауметрами.

Тауметр – это портативное устройство, посредством которого осуществляется процедура измерения коэффициента светопропускания стекла. Он выдает процентный показатель, значение которого характеризует то самое количество света, свободно проходящее через окно автомобиля. В настоящее время инспекторы пользуются следующими приборами.

  • «Блик-Н». Для корректной работы прибора необходимо напряжение питания в 12 В. Замеры тонировки могут проводиться как в дневное, так и в ночное время суток. Температура окружающей среды - от -10 до +40 градусов по Цельсию. Позволяет измерить тонировку на стеклах, имеющих толщину от 3 до 10 мм. Допускается работа при относительной влажности воздуха до 95 %, но следует учитывать, что чем этот показатель выше, тем «Блик-Н» может показать большую погрешность при замере. Вес составляет около 900 гр.
  • «Свет». В отличие от устройства «Блик-Н» имеет более широкий диапазон температуры. «Свет» может работать от -40 до +40 градусов по Цельсию. Также позволяет проводить замеры тонировки в любое время суток. Ширина испытываемых образцов должна быть не менее 3 и не более 6 мм. Более тяжелый, так как весит 1 кг 400 гр.
  • «Тоник». Толщина измеряемого стекла не должна превышать 20 мм. Работает «Тоник» при напряжении питания в 3,6 В. Рекомендуемая температура окружающей среды – от 10 градусов мороза и не более 40 градусов тепла по Цельсию. «Тоник» отличается небольшой массой в 500 гр. Возможна работа как днем, так и ночью.

Данные типы измерителей светового коэффициента пропускания автомобильных стекол утверждены Росстандартом. Записи о них внесены в Государственный реестр средств измерений (Госреестр СИ). Регистрация указанных измерителей в реестре означает, что устройства были протестированы государственными центрами испытаний и разрешены к применению в РФ.

Устройство прибора имеет источник излучения, а также приемник с измерительным блоком.

Тауметр любого типа имеет следующий механизм работы:

  • стекло автомобиля просвечивается излучателем;
  • часть светового потока, пропущенного через образец, поступает в приемник;
  • полученное излучение преобразуется, и измерительный блок выдает показания светопроницаемости на цифровой дисплей.

Тауметр, как измерительный прибор, подлежит обязательной сертификации и прохождению ежегодной метрологической проверки, по результатам которой выдается сертификат.

Для того чтобы показания специального технического средства считались достоверными, к его эксплуатации и характеристикам предъявляются определенные требования:

  • прибор должен быть опломбирован лицом, проводящим измерительные работы;
  • оттиск пломбы должен совпадать с соответствующим на прилагаемом действующем свидетельстве о проведенной государственной проверке;
  • в случае отсутствия свидетельства к прибору прилагается этикетка, на которой указан срок проведения следующей проверки;
  • все проведенные проверки соответствия метрологическим нормам фиксируются в паспорте прибора;
  • перед применением технического средства рекомендуется проводить калибровку для задания эталонных значений. Процедура заключается в указании нулевых показателей, что достигается путем совмещения источника излучения и приемника только друг с другом;
  • для вывода среднего значения рекомендуется провести замер трижды и в разных точках измеряемого стекла;
  • рекомендуется проводить замер на чистое и сухое стекло.

 

5. Особенности применения на практике требований по тонировке:

 

6. Преимущества тонировки по словам недобросовестных водителей:

1. Защита от ослепления солнечным светом. На самом деле конструкцией транспортного средства предусмотрены специальные «козырьки», защищающие водителя и пассажиров от попадания прямых солнечных лучей. Государственный стандарт четко обозначает требования для светозащитной полосы ветрового стекла: ее ширина не должна превышать 14 см.

2. Защита салона от выгорания. В автомагазинах на прилавках можно увидеть специальные светоотражающие пленки, которые устанавливаются на лобовое стекло автомобиля, при длительном нахождении на солнце, а не во время движения.

3. Безопасность водителя и пассажиров в случае ДТП. Разбить не тонированное стекло намного сложнее, чем стекло, на котором установлена тонировочная пленка. Имеется одна «точка соприкосновения», при ударе в которую может разбиться стекло автомобиля. При нанесении тонировки, эта точка распространяется по всему стеклу.

4. Фактор конфиденциальности и защищенности личного пространства. Не забывайте, что автомобиль – это не квартира. Оставлять ценные вещи и деньги в своем автомобиле не рекомендуется. Ведь воры могут забраться в ваш тонированный автомобиль, предполагая, что там есть чем «поживиться». Водитель – один из элементов сложного механизма дорожного движения, на которого ориентируются и другие участники движения. Посудите сами – двигаясь вперед, вы оцениваете ситуацию на дороге по нескольким впереди вас едущим машинам.

 

7. Недостатки тонировки:

Тонировка значительно снижает видимость в темное время суток и при плохих погодных условиях. Припарковать авто ночью становится намного сложнее. А парковаться в неосвещенном подземном гараже – вообще кошмар. В таких случаях приходится «идти по приборам». Иначе говоря – вслепую. Помните, ваш единственный помощник – зеркала.

Тонированные окна вашего автомобиля могут доставить неудобства не только вам, но и соседям по транспортному потоку, так как мешают обзору при поворотах и на пешеходных переходах.

Проблемы могут возникать и на перекрестках дорог. Тонировка автомобильных стекол может создавать затруднения при выезде с второстепенной дороги, так как водитель без тонировки не всегда может понять, видит ли его водитель затонированной машины.

Неправильно нанесенная или некачественная тонировка может привести к досрочной замене стекол.

Но нужно помнить, что требования к тонировке переднего стекла направлены исключительно на обеспечение безопасности людей. Ведь не случайно тонировка передних стекол полностью запрещена в большинстве развитых стран, а в некоторых не допускается даже тонировка задних стекол автомобиля.

Поэтому подумайте еще раз: ездить спокойно, соблюдая правила дорожного движения и не бояться встречи с сотрудниками ГИБДД, либо передвигаться «перебежками» от двора к двору в постоянном страхе. Дело за Вами. По материалам сайта www.gibdd.ru.

 

Дополнительные материалы по теме:

Что делать, есть Вас остановили за неправильную тонировку.

Случаи, при которых привлечение к административной ответственности за неправильную тонировку, является незаконным.

Доводы, которые НЕ помогут избежать привлечения к ответственности.

Доводы, которые могут помочь избежать привлечения к ответственности.

Обжалование действий сотрудников ГИБДД по делам о тонировке.

 

Анализ судебной практики:

20101 полуг. 20112 полуг. 20112012201320141 полуг. 20153 кв. 20154 кв. 20151 кв. 20162 кв. 2016.